Главная Культура 00:03 19 Апреля 2024 11662
Как профессор Преображенский переживает крах всей своей жизни

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка вызвала отторжение. Кое-кто и вовсе противопоставил ее легендарному спектаклю Генриетты Яновской 1987 года в этом же театре — первой инсценировке повести Булгакова в СССР, появившейся практически в одно время с ее официальной публикацией и за год до известного фильма Владимира Бортко. Споры зрителей вызывает, например, то, что профессор Преображенский в премьере показан далеко не столь высококультурным и интеллигентным, каким мы привыкли его считать. А что думает о сыгранном им персонаже Игорь Гордин? Театралы любят его как одного из ведущих актеров МТЮЗа, а широкой публике он известен по многочисленным киноработам (например, в сериалах «Балет», «Великая», «Склифосовский», «Императрица», «Золотое дно»), о которых в нашем разговоре тоже зашла речь.

— У всех в памяти фильм с Евгением Евстигнеевым в роли Преображенского. Наверное, трудно было уйти от воплощенного им образа благородного профессора?

— Вовсе нет, просто я понимал, что, как Евстигнеев, все равно не сыграю и надо искать что-то свое. Кстати, уже оказывался в подобной ситуации в 2001 году, репетируя Гурова в «Даме с собачкой» Камы Гинкаса: зрители ожидали появления «еще одного Баталова», а на сцену выходил я (за эту роль Игорь Гордин получил премию «Чайка» — «Труд»). Наше «Собачье сердце» — спектакль в чем-то хулиганский, образы в нем немного гротесковые.

— А спектакль Генриетты Яновской вы видели?

— Не только видел, но даже успел, придя в МТЮЗ в 1993-м, поучаствовать в его массовке. Постановка была очень мощной. Но с той премьеры минуло почти 40 лет, сравнивать эти спектакли, наверное, не имеет смысла. И история у нас другая, и театр за годы поменялся. Очень важно, что Генриетта Наумовна приняла наш спектакль, хотя представляю, как непросто для нее это было. Все-таки та работа стала судьбоносной для театра и нее лично.

— Ваш профессор, беря в руки скальпель, сильно удивляет признанием, что прежде никогда не оперировал...

— Это шутка. Импровизаций в спектакле вообще много, режиссер дал нам в этом смысле свободу, сделав своими соавторами. Поначалу мы играем фарс, а уж потом он перерастает в трагедию. Кстати, и в постановках Гинкаса тоже все всегда начинается со смеха, а в финале зрители плачут.

— Но все-таки смущает, что иногда профессор ведет себя просто по-хамски.

— Так ведь и в книге он достаточно агрессивен, давая, например, отпор Швондеру с компанией: позерски звонит прямо при незваных гостях начальству, демонстрируя, насколько выше их рангом. Нам оставалось лишь показать это, не сглаживая углы.

— И к Шарикову, который все время тянется к Преображенскому как к отцу, он относится брезгливо. Правда, после финального превращения Полиграфа Полиграфовича в собаку профессор напивается. От раскаяния?

— Он переживает крах всей своей жизни. Опыты моего героя были направлены на улучшение человеческой породы, а оказалось, что людская сущность гораздо страшнее собачьей, человеческое сердце — самое паршивое из всех, что существуют в природе. Более того, вновь превращая Шарикова в собаку, Преображенский своими руками убивает человека. И для него это страшный удар.

— Противоречивые отклики на спектакль вас не смущают?

— Наоборот: значит, он задевает за живое. Вот если б звучали только похвалы, это меня, наверное, напрягало бы. Обидно, правда, что кому-то не понравились наши четвероногие артисты, играющие Шарика (в спектакле попеременно заняты две собаки).

Профессор еще не знает, что его опыт окончится крахом

— Зимой вы сыграли в Театре Наций заглавную роль в премьере «Борис Годунов». Не страшно было за нее браться?

— Вообще-то сначала я репетировал Шуйского, а роль Годунова мне предложили за три недели до выпуска спектакля. Конечно, был мандраж, но ведь такой шанс выпадает редко. К счастью, режиссер Петр Шерешевский очень опытен, а я, с самого начала наблюдая за его репетициями, был в теме.

— Вы всегда читаете литературу о людях, которых играете, но тут, наверное, времени на исторический экскурс не осталось?

— Исторический и литературный Борис Годунов — разные фигуры. То, что этот человек на самом деле убил царевича Дмитрия, не доказано. Пушкин положил в основу своей драмы непроверенный факт, чтобы поразмышлять о природе власти как таковой. Подобный разговор — на все времена, он применим и к современности, и именно это, а не задача осваивать материал с исторической точки зрения, стало для нас главным.

— Чем по-человечески захватила вас эта роль?

— Все мы порой совершаем неблаговидные поступки, которые потом нас мучают. Вот и центральный монолог моего персонажа — о том, как трудно жить, если на совести завелось хотя бы единое пятно. А еще, конечно, Борис страдает от неблагодарности, ведь он и дома народу строил, и деньги платил — хотел, чтобы люди жили хорошо. Но для черни ненавистна любая власть.

— Трудно выпускать подряд два спектакля с такими значимыми ролями?

— Да, но в актерской работе так бывает: то густо, то пусто. Однажды премьеры «Медеи» и «Кроткой», где я играл главные роли, вышли с разницей не в несколько месяцев, как сейчас, а в две недели... Вот и после нынешнего сезона я думал взять паузу в театре. Но неожиданно предложили репетировать в следующем году высокую классическую комедию, и я с радостью согласился, потому что давно ничего подобного не делал.

— Как напряженная работа на сцене сопрягается с киносъемками?

— Я снимаюсь регулярно, но не слишком часто. На время выпуска театральных премьер, это два-три месяца в году, стараюсь никаких других проектов не брать. Зато потом, играя десять спектаклей в месяц, в остальные 20 дней могу позволить себе работу в кино. Впрочем, в последнее время что-то стоящее там предлагают нечасто. В кинематографе ко мне «приклеилось» амплуа злого чиновника, подобные предложения сыплются со всех сторон. В последний раз я выступил в такой роли в недавнем сериале «Золотое дно» и сейчас решил: пока хватит! Наоборот, с удовольствием участвую в исторических проектах — «Великая», «Императрицы». А недавно в сериале «Балет» сыграл героя, который много лет назад предал и любимого человека, и собственный талант, а теперь пожинает плоды своих поступков. Это было интересно.

— Какие проекты в кино считаете для себя поворотными?

— Одна из моих первых работ, в сериале «Дети Арбата», подарила саму уверенность в том, что я могу сниматься. С его режиссером Андреем Эшпаем мы подружились и потом еще не раз сотрудничали. Фильм Алены Званцовой «Небесный суд» погрузил в столь сложносочиненную историю (это была роль страдающего мерзавца), что я даже сомневался, справлюсь ли. Третий «поворотный» проект, сериал «Склифосовский», с одной стороны, принес популярность среди самой широкой публики, а с другой — утвердил в том самом амплуа мерзкого чиновника, став для меня и прорывом, и проклятием.

— Какие картины с вашим участием выйдут в ближайшее время?

— Сериал «Плевако» про знаменитого адвоката ХIХ века, которого играет Сергей Безруков. У меня роль его антагониста, ярого консерватора Константина Победоносцева. Этот объемный исторический фильм мы снимали год с перерывами. Еще сериал Евгения Стычкина «Игры» про Олимпиаду-80, проведению которой противится мой герой — очередной негодяй-чиновник. А вот в фильме Александра Котта «Северный полюс» про подлодку 50-х я играю героического адмирала. На съемках мы неделю провели на базе Северного флота, в закрытом военном городке...

Вот за это я ценю кино — оно дает возможность побывать в интересных местах. Довелось сниматься и в Париже, и ночью в пустыне около египетских пирамид (в одном из моих первых фильмов «Небесная жизнь» про летчиков). Еще люблю кино за то, что оно дает широкое поле для встреч с интересными людьми, тогда как театр — все-таки достаточно замкнутое пространство.

— Но при этом театр вам ближе, чем кино?

— Да, мне важно получать зрительский отклик на свою игру здесь и сейчас. А фильмы выходят, когда их съемки уже отодвинулись куда-то в прошлую жизнь. В последнее время даже стараюсь не смотреть кино с собственным участием. Сериал «Балет» до сих пор не видел...

— А с женой Юлией Меньшовой вы никогда вместе не снимались?

— Один раз в сериале «Преступление будет раскрыто», но не скажу, что опыт доставил нам большое удовольствие. Мне проще, когда дом и работа существуют отдельно друг от друга.

— Дети, Таисия и Андрей, когда были маленькие, не просились с вами на съемочную площадку?

— Если я работал в интересных местах, то брал их с собой. Но кино — дело скучное, ты можешь целый день мучительно ждать вызова на площадку: то декорации не в порядке, то что-то еще произойдет. Дети пару раз на все это посмотрели и решили, что им не очень интересно. Правда, став взрослым, сын выучился в Школе-студии МХАТ на актера, но потом осознал, что его больше привлекают режиссура и киноведение. Снял короткометражный фильм, ведет блог о кино, читает лекции. Дочка учится в том же вузе, но на продюсерском факультете.

— Что бы вы пожелали себе и читателям?

— Мира нашим домам и спокойного лета, чтобы набраться терпения и сил.

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

О нобелевском лауреате мы попросили рассказать поэта и публициста Юрия Кублановского, хорошо знавшего Иосифа Александровича

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
У Бродского не было четкого «общественно-политического лица» - скорее мировоззренческое. Фото: Photoagency Interpress, globallookpress.com

В эти дни могло бы исполниться 85 лет Иосифу Бродскому, великому поэту, лауреату Нобелевской премии. Он мог бы еще жить, писать стихи. Но Бродского не стало в 55 лет — больное сердце не выдержало...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

В городе на Неве тлеет скандал вокруг реконструкции Ботанического сада Санкт-Петербургского университета

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В начале реконструкции планировали восстановить исторический вид верхнего объема астрономической башни, почистить пейзажный пруд и укрепить берег. Но потом планы разрослись. Фото автора

Реконструкция идет примерно с 2018 года, сейчас она набрала ход, началась пересадка тысяч растений. Работники сада встрепенулись: зачем это делать? В саду ведутся посадки, пополняется коллекция растений, и теперь вдруг все...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 6185
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Частный Музей бомжей открылся в Северной столице

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Самих бездомных в музей, если что, пустят. Но ненадолго. И не бесплатно. Фото: Андрей Пронин/Zumapress.com, globallookpress.com

У петербургских бездомных появился свой музей. «В этом пространстве можно найти все, что горожане должны знать об истории российского бродяжничества с древних времен и до конца ХХ века», —...

Культура 00:15 / 07 Мая 2025 4783
Фудкорт с конями

Петербургской архитектурной жемчужине XVIII века предстоит стать заурядным общепитом или культурным пространством? Вопрос открытый

Ирина Смирнова
Труд
Фото из открытых источников

Не менее 30 лет прозябает в центре Санкт-Петербурга Конюшенное ведомство без должного присмотра и использования. После того как находившийся с послевоенного времени гараж МВД выехал оттуда, судьба памятника (к 2001...

В Театре имени Ермоловой представили коллективный портрет страны на примере рядовой российской семьи

Анна Чепурнова
Труд
Барсик недоумевает, зачем хозяйке спорт (Михаил Попов, Наталья Сычева). Фото Жени Сириной предоставлено Театром им. Ермоловой

На большой сцене Театре имени Ермоловой – необычная премьера: в основу спектакля легли данные из российской статистики. По словам молодого режиссера Дмитрия Мулькова, создатели постановки попытались представить коллективный портрет на...

В Большом театре прошла премьера танцевальной драмы «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу», которую привезли из Китая

Марина Суранова
В центре сюжета – легенда, герой Китая Ип Ман, который был учителем знаменитого Брюса Ли

В Большом театре прошла премьера танцевальной драмы «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу». Зрители постановку в столице приняли на бис, она понравилась и детям, и депутатам Госдумы. Спектакль привезли...

Едва народ успел перевести дух после «Онегина» в версии Сарика Андреасяна, как он уже заявил о намерении экранизировать «Войну и мир»

Труд
Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Режиссер и продюсер Сарик Андреасян не перестает удивлять широтой своих интересов. Едва народ успел перевести дух после «Онегина», как он уже заявил о намерении экранизировать «Войну и мир». Уже...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Michael Hall, globallookpress.com

Если сказать писателю, что он написал роман на злобу дня, тот обидится. Это ведь газетчикам положено по-быстрому откликаться на события и вопросы дня сегодняшнего, «инженеры человеческих душ» копают глубже и обстоятельнее....