Главная Культура 00:03 19 Апреля 2024 10914
Как профессор Преображенский переживает крах всей своей жизни

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка вызвала отторжение. Кое-кто и вовсе противопоставил ее легендарному спектаклю Генриетты Яновской 1987 года в этом же театре — первой инсценировке повести Булгакова в СССР, появившейся практически в одно время с ее официальной публикацией и за год до известного фильма Владимира Бортко. Споры зрителей вызывает, например, то, что профессор Преображенский в премьере показан далеко не столь высококультурным и интеллигентным, каким мы привыкли его считать. А что думает о сыгранном им персонаже Игорь Гордин? Театралы любят его как одного из ведущих актеров МТЮЗа, а широкой публике он известен по многочисленным киноработам (например, в сериалах «Балет», «Великая», «Склифосовский», «Императрица», «Золотое дно»), о которых в нашем разговоре тоже зашла речь.

— У всех в памяти фильм с Евгением Евстигнеевым в роли Преображенского. Наверное, трудно было уйти от воплощенного им образа благородного профессора?

— Вовсе нет, просто я понимал, что, как Евстигнеев, все равно не сыграю и надо искать что-то свое. Кстати, уже оказывался в подобной ситуации в 2001 году, репетируя Гурова в «Даме с собачкой» Камы Гинкаса: зрители ожидали появления «еще одного Баталова», а на сцену выходил я (за эту роль Игорь Гордин получил премию «Чайка» — «Труд»). Наше «Собачье сердце» — спектакль в чем-то хулиганский, образы в нем немного гротесковые.

— А спектакль Генриетты Яновской вы видели?

— Не только видел, но даже успел, придя в МТЮЗ в 1993-м, поучаствовать в его массовке. Постановка была очень мощной. Но с той премьеры минуло почти 40 лет, сравнивать эти спектакли, наверное, не имеет смысла. И история у нас другая, и театр за годы поменялся. Очень важно, что Генриетта Наумовна приняла наш спектакль, хотя представляю, как непросто для нее это было. Все-таки та работа стала судьбоносной для театра и нее лично.

— Ваш профессор, беря в руки скальпель, сильно удивляет признанием, что прежде никогда не оперировал...

— Это шутка. Импровизаций в спектакле вообще много, режиссер дал нам в этом смысле свободу, сделав своими соавторами. Поначалу мы играем фарс, а уж потом он перерастает в трагедию. Кстати, и в постановках Гинкаса тоже все всегда начинается со смеха, а в финале зрители плачут.

— Но все-таки смущает, что иногда профессор ведет себя просто по-хамски.

— Так ведь и в книге он достаточно агрессивен, давая, например, отпор Швондеру с компанией: позерски звонит прямо при незваных гостях начальству, демонстрируя, насколько выше их рангом. Нам оставалось лишь показать это, не сглаживая углы.

— И к Шарикову, который все время тянется к Преображенскому как к отцу, он относится брезгливо. Правда, после финального превращения Полиграфа Полиграфовича в собаку профессор напивается. От раскаяния?

— Он переживает крах всей своей жизни. Опыты моего героя были направлены на улучшение человеческой породы, а оказалось, что людская сущность гораздо страшнее собачьей, человеческое сердце — самое паршивое из всех, что существуют в природе. Более того, вновь превращая Шарикова в собаку, Преображенский своими руками убивает человека. И для него это страшный удар.

— Противоречивые отклики на спектакль вас не смущают?

— Наоборот: значит, он задевает за живое. Вот если б звучали только похвалы, это меня, наверное, напрягало бы. Обидно, правда, что кому-то не понравились наши четвероногие артисты, играющие Шарика (в спектакле попеременно заняты две собаки).

Профессор еще не знает, что его опыт окончится крахом

— Зимой вы сыграли в Театре Наций заглавную роль в премьере «Борис Годунов». Не страшно было за нее браться?

— Вообще-то сначала я репетировал Шуйского, а роль Годунова мне предложили за три недели до выпуска спектакля. Конечно, был мандраж, но ведь такой шанс выпадает редко. К счастью, режиссер Петр Шерешевский очень опытен, а я, с самого начала наблюдая за его репетициями, был в теме.

— Вы всегда читаете литературу о людях, которых играете, но тут, наверное, времени на исторический экскурс не осталось?

— Исторический и литературный Борис Годунов — разные фигуры. То, что этот человек на самом деле убил царевича Дмитрия, не доказано. Пушкин положил в основу своей драмы непроверенный факт, чтобы поразмышлять о природе власти как таковой. Подобный разговор — на все времена, он применим и к современности, и именно это, а не задача осваивать материал с исторической точки зрения, стало для нас главным.

— Чем по-человечески захватила вас эта роль?

— Все мы порой совершаем неблаговидные поступки, которые потом нас мучают. Вот и центральный монолог моего персонажа — о том, как трудно жить, если на совести завелось хотя бы единое пятно. А еще, конечно, Борис страдает от неблагодарности, ведь он и дома народу строил, и деньги платил — хотел, чтобы люди жили хорошо. Но для черни ненавистна любая власть.

— Трудно выпускать подряд два спектакля с такими значимыми ролями?

— Да, но в актерской работе так бывает: то густо, то пусто. Однажды премьеры «Медеи» и «Кроткой», где я играл главные роли, вышли с разницей не в несколько месяцев, как сейчас, а в две недели... Вот и после нынешнего сезона я думал взять паузу в театре. Но неожиданно предложили репетировать в следующем году высокую классическую комедию, и я с радостью согласился, потому что давно ничего подобного не делал.

— Как напряженная работа на сцене сопрягается с киносъемками?

— Я снимаюсь регулярно, но не слишком часто. На время выпуска театральных премьер, это два-три месяца в году, стараюсь никаких других проектов не брать. Зато потом, играя десять спектаклей в месяц, в остальные 20 дней могу позволить себе работу в кино. Впрочем, в последнее время что-то стоящее там предлагают нечасто. В кинематографе ко мне «приклеилось» амплуа злого чиновника, подобные предложения сыплются со всех сторон. В последний раз я выступил в такой роли в недавнем сериале «Золотое дно» и сейчас решил: пока хватит! Наоборот, с удовольствием участвую в исторических проектах — «Великая», «Императрицы». А недавно в сериале «Балет» сыграл героя, который много лет назад предал и любимого человека, и собственный талант, а теперь пожинает плоды своих поступков. Это было интересно.

— Какие проекты в кино считаете для себя поворотными?

— Одна из моих первых работ, в сериале «Дети Арбата», подарила саму уверенность в том, что я могу сниматься. С его режиссером Андреем Эшпаем мы подружились и потом еще не раз сотрудничали. Фильм Алены Званцовой «Небесный суд» погрузил в столь сложносочиненную историю (это была роль страдающего мерзавца), что я даже сомневался, справлюсь ли. Третий «поворотный» проект, сериал «Склифосовский», с одной стороны, принес популярность среди самой широкой публики, а с другой — утвердил в том самом амплуа мерзкого чиновника, став для меня и прорывом, и проклятием.

— Какие картины с вашим участием выйдут в ближайшее время?

— Сериал «Плевако» про знаменитого адвоката ХIХ века, которого играет Сергей Безруков. У меня роль его антагониста, ярого консерватора Константина Победоносцева. Этот объемный исторический фильм мы снимали год с перерывами. Еще сериал Евгения Стычкина «Игры» про Олимпиаду-80, проведению которой противится мой герой — очередной негодяй-чиновник. А вот в фильме Александра Котта «Северный полюс» про подлодку 50-х я играю героического адмирала. На съемках мы неделю провели на базе Северного флота, в закрытом военном городке...

Вот за это я ценю кино — оно дает возможность побывать в интересных местах. Довелось сниматься и в Париже, и ночью в пустыне около египетских пирамид (в одном из моих первых фильмов «Небесная жизнь» про летчиков). Еще люблю кино за то, что оно дает широкое поле для встреч с интересными людьми, тогда как театр — все-таки достаточно замкнутое пространство.

— Но при этом театр вам ближе, чем кино?

— Да, мне важно получать зрительский отклик на свою игру здесь и сейчас. А фильмы выходят, когда их съемки уже отодвинулись куда-то в прошлую жизнь. В последнее время даже стараюсь не смотреть кино с собственным участием. Сериал «Балет» до сих пор не видел...

— А с женой Юлией Меньшовой вы никогда вместе не снимались?

— Один раз в сериале «Преступление будет раскрыто», но не скажу, что опыт доставил нам большое удовольствие. Мне проще, когда дом и работа существуют отдельно друг от друга.

— Дети, Таисия и Андрей, когда были маленькие, не просились с вами на съемочную площадку?

— Если я работал в интересных местах, то брал их с собой. Но кино — дело скучное, ты можешь целый день мучительно ждать вызова на площадку: то декорации не в порядке, то что-то еще произойдет. Дети пару раз на все это посмотрели и решили, что им не очень интересно. Правда, став взрослым, сын выучился в Школе-студии МХАТ на актера, но потом осознал, что его больше привлекают режиссура и киноведение. Снял короткометражный фильм, ведет блог о кино, читает лекции. Дочка учится в том же вузе, но на продюсерском факультете.

— Что бы вы пожелали себе и читателям?

— Мира нашим домам и спокойного лета, чтобы набраться терпения и сил.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...

Александр Ильин попал в больницу с аппендицитом

Кадр с сайта kinopoisk.ru

В Москве был экстренно госпитализирован актер Александр Ильин, который известен по роли Семена Лобанова в сериале «Интерны». Об этом сообщил Telegram-канал Shot. Как рассказал знакомый с ситуацией источник, 40-летний Ильин был доставлен...

При поддержке «Роснефти» Индия принимает премьеру ледового шоу Татьяны Навки «История любви Шахерезады» 

Фото предоставлены организаторами мероприятия

Представление в течение трех дней пройдет на спортивном стадионе EKA ARENA Ахмадабада.  Специально для шоу на стадионе установлена ледовая площадка, для создания которой было использовано более 100 тонн настоящего льда. Сюжет ледового...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7549
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Культура 20:01 / 16 Ноября 2024 7353
Изнанка гламура

Режиссер фильма «Руки Вверх!» Аскар Узабаев снимет сериал о закулисье Патриарших прудов

Труд
Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В то время как фильм «Руки Вверх!» об одноименном коллективе продолжает оставаться среди лидеров проката, его режиссер Аскар Узабаев уже вынашивает замысел сериала «Бедные Патрики». Все знают, что Патриаршие...

Он не был русским по крови, зато стал одним из самых русских композиторов века

Сергей Бирюков, редактор отдела культуры «Труда»
Труд
Фото: Вадим Некрасов/Russian Look, globallookpress.com

Баталии в профессиональном композиторском цехе редко выходят на широкую публику. Сталинские времена, когда не только Шостаковича — всю страну держали во вздрюченном состоянии, давно миновали. Но чтобы призрак...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?