Главная Культура 00:10 03 Мая 2024 10573
Игорь Петренко: Я боялся сыграть гранитную глыбу при парадном кителе

Популярный актер – о новом фильме «Адмирал Кузнецов» и военной теме в кино, старом и нынешнем

Дарья Ефремова
Герой Петренко -- живой человек, а не гранитная глыба (в кадре - с Дарьей Урсуляк в роли Веры). Изображения предоставлены ВГТРК

На медиаплатформе «Смотрим» — биографический военно-исторический фильм «Адмирал Кузнецов». Проект осуществлен при поддержке Института развития интернета. В основу сюжета легла реальная история самого молодого в истории нашей страны наркома, возглавившего Военно-морской флот незадолго до начала Великой Отечественной войны. О «старорежимной» верности долгу, любовных треугольниках и сложностях патриотического воспитания юного поколения исполнитель главной роли Игорь Петренко, он же звезда «Неба», «СМЕРШа», «Водителя для Веры» и десятков других популярных фильмов, рассказал «Труду».

— Как-то вы признались, что глубинное погружение в подробности материала (например, при съемках фильма «Небо») может вызвать определенный страх — такое количество боли тебе открывается: Не возникло подобной сложности в создании образа Кузнецова?

— Нет, но тут хватало своих проблем. Николай Кузнецов — легендарная личность: масштабные поступки, принятие решений государственного уровня, влиявших на ход истории. А какой путь пройден! От самых низов через труд и непоколебимую веру в призвание к вершинам блестящей карьеры. Родился на рубеже веков в семье казенного крестьянина, работал «мальчиком» в столовой, рассыльным в Архангельском порту, окончил несколько классов духовной семинарии, в 15 лет, приписав себе два года, вступил в Северо-Двинскую речную флотилию, с отличием окончил Военно-морское училище имени Фрунзе в Петрограде. В годы Великой Отечественной войны, будучи самым молодым наркомом, вступил в противоборство с опытным и коварным противником — главнокомандующим флотом Германии Эрихом Редером...

Невозможно не испытывать пиетет перед подобной личностью — и вот это, пожалуй, мне мешало: я боялся сыграть этакую гранитную глыбу при парадном кителе. Пошел в архивы, искал человеческие стороны образа Николая Герасимовича: герой ведь должен быть живым.

— Какой факт биографии или сцена в фильме стали для вас ключевыми?

— В биографии это те самые три класса семинарии: мне кажется, они сформировали основу его духовности, помогли воспитать преданность делу, понимание роста по службе как прежде всего все возрастающей ответственности. Ведь каждая новая звезда на погонах — знак того, что и решения ты должен находить золотые, а не надеяться на нижестоящих командиров и отдыхать, надвинув пилотку на глаза. Это позволило не потерять себя среди самого высокого военного состава, где отношения ой как непросты — разногласия, интриги, давление друг на друга, Кузнецова ведь тоже пытались подвинуть, и не раз. А ключевая сцена — это когда высшее командование докладывает Сталину о потерях в первые дни войны: тысячи убитых, уничтоженная техника, которую даже не успели использовать в бою. И тут встает мой герой и говорит: «Мы ничего не потеряли, мы дали врагу достойный отпор!»

Упорный труд и вера в призвание подняли Кузнецова до вершин блестящей карьеры

— Как проходили съемки?

— Производство шло в экстремальных условиях, но с такой командой не страшно ни на Эверест, ни в разведку. Знаете, удобно сниматься в полном метре, таком большом-пребольшом, что можно работать не спеша.

Но у нас сериал, а это жесткие ограничения по срокам и сюрпризы на каждом шагу. Например, выходишь на улицы города — а там современное здание или рекламный билборд в кадр лезет. Значит, нужно будет потом его как-то «перерисовывать». С другой стороны, этот плотный график помогал войти в атмосферу первых дней войны, когда, если не совершишь чуда, просто не выживешь.

— В фильме присутствует весьма драматичный любовный треугольник, когда две жены — бывшая, Наталья (Дарья Урсуляк), и нынешняя, Вера (Анастасия Микульчина), — вынуждены жить под одной крышей и вместе воспитывать ребенка от нового брака...

— Очень сложная сюжетная линия, мучительные для героев обстоятельства. Но эта неловкость между ними не перерастает в соперничество. Спасает то, что женщины понимают масштаб личности своего избранника: собравшись вместе, как говорится, на одной «льдине», они умеют уступать, пусть и не смиряются внутренне. Наталья Казимировна в большей степени ему друг и соратник, зато Вера заменяет мать. Ну а мы все — Дарья, Настя, я — на нашей «льдине» — съемочной площадке очень тепло друг к другу относились.

Играя сложный клубок отношений, сами актеры относились друг к другу с неизменной теплотой

— У вас большая военная фильмография: «Небо», «СМЕРШ», «Решение о ликвидации», «Водитель для Веры». Вы и сами — сын офицера, служившего в Потсдаме, городе капитуляции фашистской Германии. Это все связанные обстоятельства?

— Конечно. Во всех моих работах, связанных с армией, флотом, воздушными силами, присутствует образ отца. Да и сам я должен был продолжить семейную традицию. Но, когда вырос, СССР развалился, армия находилась в плачевном состоянии, ее разорили, унизили, превратили в объект дурацких анекдотов. Я пребывал в полной растерянности — куда податься? Актерская профессия стала спасением — по сути, тоже службой, в которой для меня открылось много ответственного, даже миссионерского. Счастье, когда к тебе подходят молодые ребята и говорят, что после просмотра твоего фильма решили поступить в военное училище. Да и душа по-особому раскрывается, как только я оказываюсь в кругу военных: понимаю, что нахожусь со своими людьми.

Не знаю, как бы сложилась моя карьера, окажись я реально «человеком с ружьем», — скорее всего, это была бы Чечня и все прочие конфликты, которые стояли и стоят на пути развития нашего государства. Говорю это к тому, что очень органично чувствую себя на съемочной площадке при погонах, а вот в современных гражданских историях мне не очень интересно. Родился, что ли, не в свое время? А уж если на гражданке, то БАМ строить — вот куда я бы поехал с удовольствием!

— Вы играли и Печорина — образ, весьма далекий от героических советских персонажей. Хотя тоже офицер...

— Он военный на распутье, и с этим связаны его душевные конфликты. В «Герое нашего времени» все такие потерянные, Лермонтов неслучайно не описал там ни одного ратного подвига — только ухаживания за барышнями, карты, дуэли. Дело-то происходит в глубинных гарнизонах, далеких от театра военных действий, где максимум, что может случиться, — набег горцев. Да и куда в итоге делся Печорин? Он ушел на войну. Потому что человеку в погонах невыносимо находиться в пространстве, где нет места его делу. А создать образ мне помогали знакомства с офицерами 90-х, которые так же чахли в забытых гарнизонах, где, чтобы прокормить семьи, иной раз и провода с техники приходилось срезать. Люди начинали реально сходить с ума от такого бессмысленного существования. Ведь для военного главное — долг, а растрачивать жизнь на вино и разгильдяйство означает гибель личности.

— Для вас, отца пятерых детей (двое сыновей от предыдущего брака с актрисой Екатериной Климовой и три дочки от нынешнего брака с Кристиной Бродской. — «Труд»), важно, чтобы они выросли патриотами России? Какое кино вы им показываете?

— Девочки у меня еще маленькие, мы смотрим мультики, сказки. Вот недавно «Сказку странствий» им показал с Андреем Мироновым — кстати, и сам с удовольствием пересмотрел любимый фильм детства. Погружать их в политические, военные темы, считаю, рано. Они и так видят в доме много необычного. Например, когда мы с товарищами собираемся с концертами в Донбасс и надеваем бронежилеты, каски, это не может не вызвать вопросов: почему, куда, зачем? Что касается мальчиков, то они уже начали взрослеть, но так сложилась жизнь, что я не нахожусь с ними постоянно. Мое время жестко распланировано, у них свои дела — вот и видимся все реже. Но список фильмов, которые рекомендую для просмотра, составил, и они ему следуют. Нравится им, конечно, не все: привычка к спецэффектам и развлекательному кино отдаляет молодежь от старых лент, где много пауз в кадре и рассказывается больше о человеческих чувствах, чем о сражениях. На премьеру «Адмирала» я их вовсе не позвал, там слишком много суеты, сходили потом отдельно. По дороге Матвей и Корней попросили попкорн — как же это смотреть кино и не хрустеть. Я напрягся: фильм — про громадный срез жизни, предложил им: сперва посмотрите внимательно, а потом я куплю вам все что угодно. Они как-то поникли. И я решил — пережал: пошел и все-таки купил этот самый попкорн. Минут пять — десять они им хрустели, а потом отложили пакеты: то, что на экране, оказалось увлекательнее...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

О нобелевском лауреате мы попросили рассказать поэта и публициста Юрия Кублановского, хорошо знавшего Иосифа Александровича

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
У Бродского не было четкого «общественно-политического лица» - скорее мировоззренческое. Фото: Photoagency Interpress, globallookpress.com

В эти дни могло бы исполниться 85 лет Иосифу Бродскому, великому поэту, лауреату Нобелевской премии. Он мог бы еще жить, писать стихи. Но Бродского не стало в 55 лет — больное сердце не выдержало...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 6137
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 5876
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Частный Музей бомжей открылся в Северной столице

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Самих бездомных в музей, если что, пустят. Но ненадолго. И не бесплатно. Фото: Андрей Пронин/Zumapress.com, globallookpress.com

У петербургских бездомных появился свой музей. «В этом пространстве можно найти все, что горожане должны знать об истории российского бродяжничества с древних времен и до конца ХХ века», —...

Как маэстро Канторов несет классику в массы

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: Heiner Heine/imagebroker.com, globallookpress.com

Концерты классической музыки в многотысячных залах и в дачных садоводствах, выступления в студенческих клубах и Домах творчества, международные фестивали, собирающие аншлаги в России и за рубежом... И все...

Культура 00:15 / 07 Мая 2025 4335
Фудкорт с конями

Петербургской архитектурной жемчужине XVIII века предстоит стать заурядным общепитом или культурным пространством? Вопрос открытый

Ирина Смирнова
Труд
Фото из открытых источников

Не менее 30 лет прозябает в центре Санкт-Петербурга Конюшенное ведомство без должного присмотра и использования. После того как находившийся с послевоенного времени гараж МВД выехал оттуда, судьба памятника (к 2001...

В Большом театре прошла премьера танцевальной драмы «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу», которую привезли из Китая

Марина Суранова
В центре сюжета – легенда, герой Китая Ип Ман, который был учителем знаменитого Брюса Ли

В Большом театре прошла премьера танцевальной драмы «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу». Зрители постановку в столице приняли на бис, она понравилась и детям, и депутатам Госдумы. Спектакль привезли...