На днях Юрий Трутнев, только что переназначенный на должность вице-премьера, сообщил депутатам, что производство легкомоторных многоцелевых самолетов «Байкал» начнется к концу 2025 года. И все бы ничего, если бы мы уже много раз не слышали обещаний с высоких трибун поставить нашей гражданской авиации достойного сменщика легендарного «кукурузника».
Напомним, что в 2020 году Владимир Путин на заседании Госсовета настоятельно напомнил, что «нам важно инфраструктурно сшивать всю нашу огромную территорию». Глава государства увязал эту проблему непосредственно с развитием региональной малой авиации. И ведь все вроде бы все понимают, и задачи эти давно назрели и перезрели. В 2019 году Минпромторг поручил Уральскому заводу гражданской авиации (УЗГА) разработать самолет на смену работяги Ан-2. Поручение было выполнено, результат в виде легкомоторной крылатой машины «Байкал-2» разработчики вскоре представили, в том числе и на авиасалонах МАКС и «Армия-2021». Однако специалисты пришли к выводу, что самолет не отвечает требованиям эксплуатантов и, в частности, не работоспособен в условиях арктической зоны РФ, где особенно востребована малая авиация. Ну а главное, первый полет был совершен на зарубежном двигателе — General Electric H80-200. В условиях наступивших антироссийских санкций срочно потребовалось заменить его на отечественный ВК-800, который пока не готов.
«А создать двигатель дороже и дольше, чем сам самолет, — отмечал тогда эксперт и редактор портала «АвиаПорт» Роман Гусаров. — Но работы над мотором активно ведутся, и к 2024 году должны успеть сертифицировать самолет с отечественным двигателем».
Впрочем, на «Байкале» свет клином не сошелся. В последнее десятилетие наряду с этим самолетом на почетную роль сменщика кукурузника претендовала целая линейка перспективных машин. Среди них вначале был легкий многоцелевой транспортно-пассажирский Т-101 «Грач» известного конструктора Евгения Грунина. Самолет обещали выпускать вдвое дешевле зарубежных аналогов. Авиатранспортная фирма США Federal Express даже планировала закупить 50-70 машин для местных авиалиний на замену Cessna 208 Caravan. А еще разрабатывались Ил-100 и Ан-2 ТВС (правда, с американским двигателем). Плюс проектируемый в Сибирском НИИ авиации имени Чаплыгина «Рысачок» (кстати, выпуск этой машины в 2014 году поддержал президент РФ). А еще в Омске на авиаремонтном предприятии «Мотор» на базе Ан-2 ММ арктического варианта почетным полярником Юрием Петровым был разработан и представлен самолет «Русская Арктика», который получил положительную оценку специалистов производственного объединения «Полет» филиала ГКНПЦ имени Хруничева.
Что же касается «Байкала», то еще в январе 2021 года в интервью «Российской газете» тогдашний министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров уточнил, что по требованиям Минпромторга, зафиксированным в контракте, по стоимости самолет должен быть дешевле, чем эксплуатируемые в Российской Федерации Cessna Caravan и Kodiak: 100-120 млн рублей против 170 и 165 млн соответственно. А завершить сертификацию и получить сертификат типа запланировано на конец 2022 — начало 2023 года. И в том же году запланировано начало коммерческих поставок.
То есть эксплуатанты должны были уже сегодня использовать новую машину. Но в конце 2022 года, словно позабыв об обещаниях, на правительственном совещании разработчики заявили, что есть планы поставить 105 самолетов «Байкал», правда, создание машины обойдется уже в 178 млн рублей, плюс еще 115 млн придется потратить на дополнительное оборудование.
Что будет дальше и на какой цене разработчик и заказчики остановятся, остается только гадать. Во всяком случае 13 мая в Госдуме Юрий Трутнев сказал: «Стараемся сделать самолет конкурентным по комплектации, по цене. Там не все просто. Но в конце 2025 года «Байкал» должен выйти на линию». Очень хотелось бы в это в очередной раз поверить. Но как тут не вспомнить Льва Толстого, который еще полтора века назад заметил: «Говори о том только, что ясно. Иначе молчи».