Обеспокоенные жильцы жаловались, что в подъезде чувствуется запах газа. Аварийно-спасательная бригада Мосгаза, оперативно выехавшая на место происшествия, быстро установила, что утечка идет из квартиры на первом этаже. Начали стучаться. Хозяин квартиры, который все это время сидел на лавочке возле дома, услышав шум и гам, даже удивился: «Так я специально все конфорки открыл, чтобы тараканов отравить». Достаточно было одной искры, чтобы весь подъезд взлетел на воздух...
Аварийно-спасательная служба ГУП «Мосгаз» — это новое подразделение в структуре предприятия. По профессионализму его сотрудники не уступают коллегам из МЧС. Зачем Мосгазу потребовались свои спасатели? Как прошла подготовка предприятия к зиме? Какой опыт газовые хозяйства Европы перенимают у отечественных газовщиков?
Обо всем этом рассказал «Труду» генеральный директор ГУП Мосгаз Гасан Гасангаджиев.
И один в поле... диспетчер
— Гасан Гизбуллагович, часто спасателям Мосгаза доводилось проверять себя в деле?
— К сожалению, таких эпизодов, связанных с непосредственной угрозой жизни людей, случается немало — около пяти-шести в год. Один из недавних случаев, когда удалось спасти пожилую женщину, которая заснула, оставив на плите включенный чайник. Плита была старая, без системы газоавтоматики, и вода залила конфорку, пламя погасло. Всем повезло, что спасатели успели вовремя, ведь концентрация газа была уже предельной.
Кстати, подобные спасательные формирования — большая редкость для газовой отрасли. В Центральном регионе Мосгаз в этом отношении уникален. В задачи подразделения входит в максимально короткие сроки локализовать любую утечку газа и любое газовое повреждение. Это очень важно, потому что, если что-то происходит, на место ЧП в обязательном порядке приезжает МЧС, но выполнить работы по локализации утечки газа они не могут, поскольку не имеют права работать на газовых сетях. Мы обучали спасателей в учебном центре МЧС, все они (сейчас их 78 человек) имеют статус спасателей. И в любой момент на место происшествия готовы выехать шесть специализированных автомобилей, оснащенных искробезопасным оборудованием. Одна такая кувалда стоит прилично, примерно как половина автомобиля спасателей, — это очень дорогие инструменты.
— Какие новые технологии внедряются на производстве? Наверное, теперь все процессы автоматизированы?
— Мы очень серьезно перестроили работу диспетчерской службы, фактически создав у себя на предприятии Центральное диспетчерское управление. Именно здесь сходятся все нити управления системой и технологическими процессами. Это помогает исключить необходимость регулярно выезжать на контрольные мероприятия, поскольку диагностику сетей теперь можно проводить дистанционно.
Совсем недавно вступил в строй реконструированный газорегуляторный пункт «Южная газовая станция (ГС)». Эту станцию собрали, как конструктор «Лего», существенно сократив сроки строительства — с двух лет до шести месяцев. Думаю, этот опыт мы продолжим внедрять в следующем году на других станциях. Примечательно, что раньше на станции работали 24 человека, сегодня со всеми процессами управляется один оператор. Причем его оставили лишь потому, что это наш первый опыт, и было решено мониторить работу станции в течение отопительного сезона. В будущем она станет необслуживаемой — полная автоматизация.
Вечных труб не бывает
— Реконструкция сетей — это тоже часть процесса модернизации и автоматизации?
— Безусловно, за последние три года были проведены масштабные работы по реконструкции сетей и замене оборудования. Только в этом году мы обновили 88 км труб — это большой объем. Если не брать в расчет сети низкого давления, в сетях среднего и высокого давления практически под 40% все удалось автоматизировать. Думаю, все работы можно будет завершить к 2016 году.
— А как прошла подготовка предприятия к зиме?
— В обязательном порядке и с определенной периодичностью мы проводим диагностику всех сетей газоснабжения в Москве. Это постоянный процесс, не связанный с сезонами. По результатам этого исследования Ростехнадзор выдает заключение, а затем разрабатываются мероприятия на последующий период. Газопроводы, прошедшие диагностику, эксплуатируются дальше, их рабочий период продлевается. Те, что «забраковали», попадают в программу ремонта и реконструкции.
Есть чему поучиться
— Какие идеи вы заимствуете у других стран? А может, есть отечественные проекты, которые востребованы на Западе?
— Например, «Южную ГС» мы создали, используя опыт коллег из Латвии. Они входят в Евросоюз, подстраиваются под те нормативы, которые действуют в Европе. Этот опыт оказался для нас очень полезным. Получилась компиляция — некое сращение требований, которые предъявляются в Европе к той российской инфраструктуре, которая была заложена в наших странах еще в советское время.
Но при этом представители газовых обществ, будучи у нас в Москве на конференциях, перенимали опыт автоматизации, а также заимствовали проекты создания программных продуктов для работы в газовом хозяйстве. Мы ведь не пошли по пути покупки программ от серьезных производителей и разработчиков, а создавали их сами. Эти алгоритмы писали наши же программисты, которые были задействованы в производственных процессах.
— Как вы оцениваете газовое хозяйство на новых московских территориях? Насколько те включены в общую систему Мосгаза?
— Мы не работаем на новых территориях, это ведомство Мособлгаза. У нас несколько разная архитектура — как построения предприятий, так и самих сетей. Существует два подхода — один для города, другой для поселковых территорий, — они даже в нормативах отличаются. То, что со временем потребуется внедрение городского подхода для формирования сетей, очевидно. И к этому вопросу еще придется возвращаться. Но он будет решаться, когда будут реализованы генплан и концепции застройки и развития.
На заметку
Больше года назад в ГУП «Мосгаз» открылась единая для всей Москвы сервисная служба. Для планового ремонта (не аварийного) газовщика можно вызвать на дом через интернет. Оплата производится прямо на месте. Раньше нужно было оплатить квитанцию в банке и только после этого вызвать мастера. Теперь процедура значительно упростилась и занимает всего несколько минут.
Телефон единой диспетчерской службы ГУП «Мосгаз»:
Будьте бдительны
Как отличить сотрудника Мосгаза от мошенника
Время от времени происходят случаи, когда под видом сотрудников ГУП «Мосгаз» в квартиры москвичей проникают посторонние. Жертвами мошенников становятся, как правило, одинокие пожилые люди и дети. Вот несложные советы, которые помогут распознать лжегазовщиков.
— Сотрудники эксплуатационных управлений Мосгаза всегда заблаговременно предупреждают управляющие компании о времени проведения техобслуживания внутридомовых газопроводов и диагностики газовых приборов по каждому жилому дому.
О них управляющие компании оповещают жильцов, вывешивая объявления на подъездах. Иногда компании даже обзванивают жильцов.
— При проведении техобслуживания сотрудники газовой службы одеты в спецодежду темно-синего цвета со светоотражающими полосками и оранжевой кокеткой с символикой Мосгаза.
Каждый из них имеет удостоверение работника предприятия с фотографией.
— Любой москвич через службу «04» может проверить, пришел к нему газовщик или мошенник под видом специалиста. При малейших сомнениях двери лучше не открывать.