Владимир Жириновский, заместитель председателя Государственной Думы РФ:
- Все останется по-прежнему. Этому режиму в 2009-м будет ровно 50. Это народ, воспитанный на основе новой идеологии. И она ему нравится. Куба - действительно свободная страна, не зависимая от США. И эта страна делает большие успехи в образовании, медицине. Примеру Кубы будут следовать Венесуэла, Боливия, Аргентина, Мексика. Я собираюсь ехать в Венесуэлу и Кубу. В конце года обязательно поеду на Кубу, встречусь с Фиделем Кастро и Уго Чавесом. Надеюсь, что Фидель будет еще долго жить.
Алексей Манжуло, бывший советник министерства внешней торговли Республики Куба, ныне пенсионер, Москва:
- Я работал на Кубе в 1961-1962 годах. С Фиделем Кастро напрямую не общался, а вот у его брата Рауля даже был дома. Видел его маленькую дочь, ее приносили к нам, она играла и очень не хотела, чтобы ее уносили назад, плакала. Сейчас это уже взрослая красивая дама. Я же работал напрямую с тогдашним министром внешней торговли Альберто Мора. Он окончил Сорбонну в Париже, участвовал в революционном движении, был, как и Рауль, и Фидель, в ранге майора. Мы работали под началом Че Гевары, руководившим экономикой страны...
Что будет с Кубой после Фиделя? Это непростой вопрос. Стоило Фиделю лечь в больницу - американцы тут же предложили Кубе свою помощь. Это очередная попытка продвигать демократию. Мне почти 93 года, но я немного романтик и верю, что страна, если она со стержнем, может сама выбрать свой путь. Куба просит, чтобы ей не мешали - так и не надо мешать.
Михаил Сиротинский, инженер-нефтяник, Кумертау, Башкирия:
- Кастро - последняя харизматичная личность XXI века. Кубинская революция держится не на идее, а на харизме этого человека - знак каждый ставит свой: кто - "плюс", кто - "минус". Вспомните наш опыт: был Ленин, затем знамя подхватил Сталин, а из Ленина сделал икону. Если на Кубе кто-то то же проделает с Кастро, то дело его будет жить долго. Я работал на Кубе. Жутко бедная страна. Люди упертые, чем-то напоминают нас прежних. Все там держится на страхе и любви - такой вот замес.
Рустем Ибрагимов, выпускник МГУ, сейчас живет в Канаде:
- Как-то в конце 80-х у нас на вечеринке я рассказал анекдот про Ленина. Обычная вечеринка, обычный анекдот. Смуглый парень, который сидел напротив, посмотрел на меня так, что я встал и вышел. Так смотрят на цель сквозь прицел винтовки. А друзья рассказали мне, что тот парень был кубинец, воевал в Анголе, был прокурором Гаваны и приехал в Союз учиться. Короче, если у Фиделя еще сотня таких барбудо наберется - а их, думаю, там у него много больше - ничего у них на острове не изменится еще лет 50 как минимум. Конечно, Кастро не вечный, но будет как у нас после Сталина. Кстати, никто из тех кубинских ребят, которые у нас учились, не остался, все уехали домой. Ни один не остался! Что бы ни говорили, дело не в страхе, они действительно все верили.
Галина Яблочкина, врач, Набережные Челны:
- Мы с мужем на Кубе работали. Нищета, дефицит всего, даже бананов, манго и гуавы, разве не смешно? Люди бедствуют, но народ энергичный и оптимистичный. В политику мы старались не лезть, ни с кем из местных в дискуссии не ввязывались. Вообще, думаю, что со своими инакомыслящими расправлялись они жестко. Теперь это вырвется наружу - с непредсказыемыми вариантами.