Пассажирам Superjet 100 авиакомпании «ИрАэро», вылетавшим в ночь на 1 апреля из Иркутска во Владивосток, было совсем не до шуток. Самолет уже двинулся к взлетной полосе, когда экипаж вдруг заглушил двигатель. Командир по громкой связи объявил: кто-то сообщил про бомбу на борту, всем придется срочно покинуть борт. Три с половиной часа занял дотошный досмотр ручной клади и багажа, после чего пассажиры снова заняли свои кресла. А выявленный «шутник» остался давать показания в отделе полиции.
Такие ЧП происходят сплошь да рядом, и только весенним обострением психики их объяснить невозможно. Скорее причина лежит в нежелании правоохранителей спрашивать с нарушителей по всей строгости закона. Хотя такие «шутки» вполне подпадают под ст. 207 УК РФ — «Заведомо ложное сообщение об акте терроризма». За что предусмотрено наказание от крупного штрафа до лишения свободы сроком до трех лет.
Отдавала себе отчет о таких последствиях пассажирка самолета «Аэрофлота», когда лайнер в эти весенние дни готовился к вылету из Москвы в Ереван? Она с улыбкой сообщила бортпроводнице, что в ручной клади может оказаться бомба. Экипаж сразу же вызвал на борт полицейских, кинологов и службу авиационной безопасности. С двухчасовой задержкой самолет все же взлетел, но и в этот раз без шутницы.
Но это еще цветочки. А днем позже нервный мужчина устроил драку с соседом на борту самолета авиакомпании «Победа», летевшего из Внуково в Астрахань. По следам инцидента один из возмущенных пассажиров написал в сетях: «Никак не пойму, почему дебош на борту идет по статье „Хулиганство“? Ведь последствия же могут быть трагическими! Это как игры с огнем на пороховом заводе».
Опытнейший пилот, кавалер ордена Мужества Николай Виноградов с этим согласен. За свою богатую летную практику он не однажды был вынужден покидать в полете кабину, чтобы помочь бригаде бортпроводников утихомирить разбушевавшихся пассажиров. Однажды на маршруте Москва — Нижневартовск тучный мужик так «дозаправился» перед вылетом, что дошел до белой горячки — в воздухе пытался разбить стекло иллюминатора, командиру пришлось совершить экстренную посадку. Похожий случай произошел и во время полета в Певек. Обездвижил хулигана с помощью ремня лично командир. «У меня есть свой фирменный узел, — говорит Николай Сергеевич. — Пытаясь его развязать, лишь сильнее стягиваешь путы. Так что в ОВД пришлось ремень разрезать...»
А в марте 2001 года пилотируемый Виноградовым Ту-154 попал в сводки мировых информагентств. Чартерным рейсом из Стамбула в Москву направлялись 176 пассажиров и членов экипажа. Вскоре после взлета в кабину вбежал старший бортпроводник Николай Дмитриев и сообщил о террористах, ранивших ножом его коллегу. Вдобавок ко всему выяснилось, что сломан предохранитель замка в пилотскую кабину. «Все 22 часа нашего последующего заключения в кабине мы по очереди эту дверь держали, чтобы террористы не могли ворваться», — вспоминает Николай Сергеевич.
«Если будешь садиться в Стамбуле, то взрываем самолет, — раздался голос по громкой связи. — Лети в Арабские Эмираты или Саудовскую Аравию!» Полетели в Медину. А там в аэропорту местные власти долго решали, что делать. Террористы же пытались взломать дверь кабины. «Среди ночи был страшный момент, — вспоминает Виноградов. — Предводитель банды поднес к глазку кабины малыша и пригрозил зарезать, если экипаж не откроет дверь. Мать в истерике...»
Местный спецназ при штурме действовал сумбурно, от пуль тогда погибли пассажир и стюардесса Юлия Фомина. Сам Виноградов пострадал, когда через форточку по канату спускался из кабины на землю. В госпитале к нему подходили пассажиры, благодарили за то, что остались живыми.
На днях ветерана с юбилеем поздравил коллектив МАКа, где он теперь служит консультантом научно-технической комиссии. А я бы к этому добавил: берегите нервы пилотов! Экипажу в небе не до шуток.