Самая малочисленная на нашей планете охотско-корейская популяция серых китов вот уже несколько десятилетий находится под пристальным вниманием экологов. Благодаря этому мы узнаем об их жизни много интересного. Оказывается, во время миграции весной и осенью только в одну сторону серый кит проплывает до 10 тысяч километров, а за всю жизнь он преодолевает путь, в два раза превышающий расстояние от Земли до Луны!
Все привыкли, что на зиму многие птицы улетают в теплые края на зимовку. Серые киты, обитающие у берегов Сахалина, тоже мигрируют — к берегам Кореи и Китая. Правда, там они активно не питаются и существуют только за счет жира, накопленного летом. Этих запасов китам, как правило, хватает до следующего года. Однако, сколько животных вернется обратно, не знает никто, ведь путь предстоит нелегкий.
Сотрудники фондов защиты животных каждый год с замиранием сердца провожают подопечных. Они давно ведут наблюдение за китами, и для них каждый гигант — это не просто редкий вид, занесенный в Красную книгу, а скорее добрый друг. Большинство китов возмужали на глазах своих опекунов, поэтому люди знают, у кого из них строптивый характер и с кем лучше не общаться на голодный желудок, а кто по натуре добряк. Кстати, таких среди «кораблей моря» большинство.
Только на первый взгляд все киты похожи. На самом деле на теле у каждого фирменная пигментация, индивидуальные боевые шрамы, да и габариты у всех разные. Есть среди китов Чудо, Клякса, Чучака (что означает «странник»). Пират получил свое имя благодаря фирменному рисунку на хвосте, похожему на череп со скрещенными костями. Поскольку состав наблюдателей международный, у некоторых китов есть и англоязычные имена — Сара, Мэллоу, что значит «спокойный». Флэкс — от английского «играть», «извиваться». Этот кит, когда резвился, выгибался дугой над водой.
На вахту по наблюдению за китами биологи обычно заступают в начале лета. И до конца сентября небольшая группа от 6 до 12 человек обустраивается в домике смотрителей маяка. Здесь у них ночлег и лаборатория для обработки полученных данных, а как только позволяет погода, ученые выходят в море. К сожалению, даже летом погожих дней приходится ждать неделями. Обычная погода на северо-восточном побережье Сахалина — туманы и затяжные дожди. Зато, если повезло, наблюдение начинается с рассветом.
Это раньше за суровый нрав китов называли дьявольской рыбой. Они наводили страх на мореплавателей, и, завидев 1,5-3-метровые сигнальные фонтаны, те уносили ноги. Шутка ли: легкий толчок такой махины — взрослые животные весят 15-35 тонн — и рыболовы отправлялись кормить акул.
Сейчас киты привыкли к соседству с человеком, поэтому спокойно подпус-кают моторные лодки на 10-15 метров. Ближе разрешается приблизиться немногим. Обычно кит сам проявляет инициативу и подплывает. Самые любопытные, конечно, малыши. Они с интересом осматривают мотор (выключенный, конечно), обнюхивают лодку. Но как бы ни хотелось погладить или покормить китенка, это запрещено.
И как только кит начнет проявлять неудовольствие — нервничать или хлопать хвостом по воде, — это тоже сигнал, что пора уносить ноги. С ним лучше не шутить. Правда, за все время наблюдения кит лишь однажды высказал свое «фи». Очевидцы рассказывают, что фотограф сам нарвался — был слишком назойливым, несколько часов преследовал животное на моторке. В итоге кит перевернул лодку, и папарацци оказался в воде.
Киты не создают стойких семей на долгие годы. Стрела Амура пронзает их ненадолго, пока не появится потомство. Обычно на зимовку они уплывают парами, а возвращаются уже по одиночке. Самка полностью поглощена воспитанием малыша: тот приходит сосунком, а на осеннюю миграцию отправится уже самостоятельно. Кавалеры же вновь в поисках дамы сердца. И хотя за 25 лет исследований популяция серых китов удвоилась, невесты в китовом стаде все равно наперечет.
Любопытно
- Серые киты, как и люди, бывают правшами и левшами. Определяется это по ссадинам слева или справа на морде — где повреждений больше, той стороной они копают ил на дне моря, добывая пропитание.
- Китов можно идентифицировать по рисунку хвоста, который у каждого индивидуальный, как отпечатки пальцев.
- Во время отлива киты могут без вреда остаться на побережье, а когда вода вернется, они благополучно уплывут.