Главная Культура 12:11 03 Февраля 2023 7595
Боль, и кровь, и восстание из мертвых

Страсти Христовы в Музее Андрея Рублёва

Елена Широян, искусствовед
Судя по полотну Михаила Нестерова, тема Страстей Христовых не потеряла актуальности и на пороге третьего тысячелетия. Изображения предоставлены Музеем имени Андрея Рублева

Пять веков религиозного искусства охватила выставка «Страсти Христовы» в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Живописные произведения, созданные в различных регионах России начиная с XV века, оттеняют беломраморные поклонные кресты – русский вариант распространенного в всем христианском мире Распятия. Плоскостная храмовая живопись и мозаика дополнены скульптурными композициями, включая миниатюрную резьбу на перламутре «паломнических реликвий».

Русское православное искусство в высокой степени оригинально, однако и связано тысячами нитей с историко-культурными процессами Европы, включая «второй Рим» – Византию. Иконы и христианские рукописи впервые проникли в Россию с берегов Боспора, но ведь и в Италии до Ренессанса создавались произведения, родственные древнерусским. Чуть позже россияне, увидев западные гравюры, добавили к ним собственные эстетические идеалы, что вновь заставляет думать о России как органичной части всеевропейского «культурного дома».

Глубже проникнуть в сложную для наших современников проблематику религиозного искусства, которое не сводится к одним лишь образАм, помогает гений места. Выставочные залы Рублевского музея устроены по сегодняшним нормам, но само их нахождение в стенах бывшего монастыря – возникшей в середине XIV века Спасо-Андрониковой обители – помогает вообразить средневековую Москву. Да и один из древнейших каменных храмов Первопрестольной как раз украшает территорию музея. Впрочем, в те времена, когда строили Спасский собор, Страстной цикл еще не появился в иконостасе русских храмов. Это обстоятельство может удивить многих посетителей, но такова история, путь которой делает наглядным выставка.

Итак, что за термином? Страстями называют евангельские события, происходившие в последние дни земной жизни Христа. Церковный календарь отводит воспоминанию об этих днях Страстную седмицу. Тема Страстей Христовых разрабатывалась в искусстве с эпохи ранних христиан. На Русь эти сюжеты пришли из Византии и проникли в храмовые росписи еще в домонгольское время. В начале XV столетия страстные композиции появились на иконах праздничного ряда иконостаса. Более пристальный интерес к теме Страстей Христовых возник в годы правления царя Алексея Михайловича, при патриархе Никоне. Тогда, в середине XVII века, в Московии распространились литературные «Страсти Христовы» – пересказ четырех Евангелий. Храмовая живопись ответила на эту животрепещущую тему включением в структуру высокого иконостаса нового верхнего ряда – Страстного. Венцом же всей конструкции стало Распятие. Конечно, на выставке в замкнутом музейном пространстве трудно проследить развитие архитектурных форм, а ведь в эпоху русского, или нарышкинского, барокко храмы стали значительно выше и просторнее, под стать им были и многоярусные иконостасы. Образцы этих грандиозных сооружений можно видеть, например, в Климентовском соборе близ Ордынки или в храме усадьбы Останкино. Увы, в зал музея их не внесешь!

Обычно в Страстной ряд иконостаса включали сюжеты предательства Иуды, приведения Христа к первосвященникам и к прокуратору Пилату, сцены Его мучений – бичевания и коронования терновым венцом, выведения Христа к народу («Се человек»), несения Креста, пригвождения к нему и снятия с него, оплакивания и положения во гроб. Для чуткого прихожанина эти сюжеты на иконах или фресках соединяются в полное трагизма повествование, но даже отдельные его фрагменты на выставке заставляют застывать у ранних икон из коллекции ЦМИАР. Впрочем, и более поздние экземпляры творчества иконописцев поражают орнаментальной изысканностью при тонком проникновении в тему – как тульская икона «Распятие со страстями» (Артемий Фёдоров, 1714) или «Спас Нерукотворный, с Орудиями Страстей» середины XVIII века.

Страстной цикл на выставке открывают сцены Тайной вечери – ее изображения встречались уже в росписях катакомб и не теряли популярности позже, в том числе у мастеров Оружейной палаты. Работ этой школы в экспозиции немало, но даже те иконы, что отличаются упрощенным художественным языком, исполнены живописцами, явно знакомыми со стилем придворной мастерской. Таким образом, выставка вобрала в себя многообразие манер от изысканной, напоминающей европейское Северное Возрождение иконы «Несение креста» неизвестного мастера Оружейной палаты (рубеж 1680-1690-х) до брутального «Бичевания Христа» середины XVIII века из Иркутска.

Со временем сюжеты обогатились благодаря проникновению в Россию западных гравированных книг – таких как Библия Пискатора, Библия Мериана и Евангелие Наталиса. К концу XVII века традиционные сюжеты страстных икон получили обновленную трактовку и подробности. В зале ЦМИАР привлекает внимание «Распятие Христово» (в 1721 году его написал Симеон Никитин Попов), при небольшом размере скомпонованное так, будто перед зрителем часть фрески на стене храма.

Симеон Никитин Попов – «Распятие Христово», 1721

В едином пространстве художник совместил несколько эпизодов из последних дней земной жизни Христа, отразив и Его беседы с апостолами, и трагичнейшую сцену Распятия, и самоубийство Иуды. Созидательная свобода автора, при всей каноничности жанра, подтверждает знакомство русских изографов с образцами творчества западных коллег в тот период, когда, казалось бы, в Российской империи только зарождалась живопись европейского толка. Тимофей Жирухин из Вятки написал «Оплакивание Христа» в 1763 году с использованием светотени: и как после этого называть «медвежьими углами» даже подобные отдаленные области русской провинции, уже творившей в европейских традициях?

Тимофей Жирухин – «Оплакивание Христа». Вятка, 1763

Проникнут духом искусства Европы и один из наиболее классических вариантов изображения Христа на мозаике «Спаситель в терновом венце» второй половины XIX века, по легенде, созданный неизвестным автором для крупного храма в Москве.

«Спаситель в терновом венце». Неизвестный мастер. Москва, 2-я половина XIX в.

В финале осмотра вы можете сопоставить эскиз и завершенное полотно Михаила Нестерова «Страстная седмица». Художник задумал эту работу сразу после революции, но завершил лишь в 1933 году, потратив на нее 15 – и каких! – лет. В эскизе живописец собрал вокруг Распятия большую толпу, но в финальном варианте оставил совсем немного персонажей: это писатели Гоголь и Достоевский, монахиня, женщина с детским гробиком в руках, священник и крестьянин. Интересно, что поначалу в картине присутствовал Лев Толстой, но затем исчез.

Необычный акцент выставки – иконы, почитавшиеся в дореволюционной России как чудотворные. Образ «Целование Иуды» прославил в 1829 году Николо-Берлюковскую пустынь в Подмосковье. А почти монохромное изображение Христа в терновом венце (прозванное в народе «Спас Беленький») связано с преданием о том, как в подмосковном же Спасо-Влахернском монастыре перед гипсовым барельефом Спасителя прозрели две девочки, рожденные слепыми. Монахи отреагировали на чудо тем, что стали писать в иконописной мастерской копии для паломников в бело-серой гамме…

Справедливость требует напомнить, что собрать столь выразительное повествование на тему Страстей Христовых Музею имени Рублева – единственному в нашей стране, полностью посвященному истории православного искусства – помогли и другие хранилища. Среди них Государственный исторический музей и Третьяковская галерея, музей Московской духовной академии «Церковно-археологический кабинет» и вновь образованный дворцово-парковый музей-заповедник «Останкино и Кусково», объединивший две знаменитые московские усадьбы. А Музей русской иконы имени Михаила Абрамова, сравнительно недавно созданный в Москве, но уже выросший до институционального уровня, представил набирающее силу движение частного собирательства.

Иван Кучумов – «Апостол Петр». Москва, конец XVIII века. Государственный исторический музей

Но и для самих этих музеев выставка стала шансом показать то, что в их собственных стенах зачастую остается вне публичного доступа. Отчего религиозные коллекции, подчас богатейшие, как в Русском музее, музеях Великого Новгорода либо Перми (далее везде), лишь в редчайших случаях становятся центром внимания? Возможно, таково еще не изжитое наследие атеистической советской культуры, пусть и она воздавала должное таким знаковым фигурам, как Андрей Рублев или Дионисий. И проект «Страсти Христовы» лишний раз напоминает нам о богатстве, масштаб и значение которого мы сами до сих пор полностью не осознали.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9364
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7061
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?