Росавиация сообщила, что на боингах и эрбасах наши авиакомпании смогут летать вплоть до 2030 года. Так считает известный в авиационном сообществе неиссякаемым оптимизмом глава ведомства Александр Нерадько. И все это время российские самолеты будут вытеснять западные.
Спросите: каким образом? Путем постановки на крыло Superjet New, МС-21 и других отечественных машин. «Будем переходить на отечественную технику, заново создавать свой воздушный флот», — пообещал чиновник. Осталось наладить серийное производство. А вот с этим не очень-то получается.
Сколько уже говорится про МС-21! На его торжественной выкатке в Иркутске играл на парящем в воздухе рояле Денис Мацуев. С тех пор прошло 10 лет, а мы все мечтаем о серийном выпуске. Еще в начале века сообщалось, что он к 2017 году придет на смену Ту-154 и семейству Ту-204, выйдет на международный рынок. Шел разговор и о широкофюзеляжном варианте... Для сравнения: разработка Ту-154 началась в 1963-м, первый полет он совершил в 1968-м, а в первый регулярный пассажирский рейс лайнер отправился в начале 1972-го.
Год назад на площадке Воронежского авиационного завода прошло совещание о развитии гражданского самолетостроения. Обсуждалась утвержденная программа госзаказа на воздушные суда до 2030 года. К этому времени авиаперевозчики должны были получить 583 современных самолета, в том числе для региональных перевозок. На их строительство в бюджете заложено свыше 45,5 млрд рублей. Планы впечатляющие, но как их претворить в жизнь? В 2021 году российские авиазаводы суммарно собрали всего 20 машин. Точных данных по году минувшему нет, но рывка точно не случилось. Похоже, дерзкие планы и суровая действительность категорически не совпадают.
В редакционном архиве есть письмо, присланное нам в 2014 году в ответ на запрос в головной институт гражданской авиации ГосНИИ ГА о перспективах самолетостроения. Цитируем документ за подписью гендиректора Василия Шапкина.
«В ответ на просьбу газеты «Труд» прокомментировать, насколько реально создание к 2025 году в России третьего мирового центра авиастроения, конкурирующего с группами Boeing, сообщаю следующее.
Целевые показатели Государственной программы РФ «Развитие авиационной промышленности на 2013 −2025 годы» предусматривают, что после 2020 года самолеты российского производства будут занимать 3-4% мирового рынка гражданских самолетов и 10-13% мирового рынка военных, транспортных и специальных самолетов... В институте надеются, что российское авиастроение будет стремиться к перевыполнению установленных планов, способных ускорить социально-экономическое развитие России».
Да, очень хочется верить, что прорыв в этой области состоится, но, вглядываясь в небо, будем честны: к такому взлету наш авиапром в ближайшей перспективе не готов.