Премьер-министр Франции Элизабет Борн представила проект новой пенсионной реформы, в которой предлагается установить повышение возраста выхода на пенсию на два года — до 64 лет — и, соответственно, растянуть период выплаты пенсионных взносов. Но правительство явно недооценило фрондерский запал рабочего класса Франции, который отреагировал массовыми демонстрациями протеста.
Рейтинги президента и его сподвижников в правительстве грохнулись: всего 36% граждан считают Макрона хорошим президентом, что на пять пунктов ниже предыдущего месяца. Та же картина и с железной мадам Борн. Но премьер-министр не дрогнула и отказалась договариваться о компромиссе с профсоюзами, заявив, что предложенный законопроект — уже компромиссный. Между тем, по данным Института Монтеня, 93% трудящихся в активном возрасте выступают против реформирования и только 7% — за.
Пенсионная реформа во Франции — страшно болезненная проблема, о которую ломала зубы не одна правительственная коалиция, будь то правая, еще при президенте Саркози и премьере Фийоне, или левая, при Франсуа Олланде. Назрели перемены давно, но согласиться вот так просто на двухлетнюю прибавку к трудовым будням французы никак не желают.
Между тем ожидаемая продолжительность жизни во Франции выросла до 85 лет у женщин и почти 80 лет — у мужчин. Срок «дожития» неработающего пожилого населения долгий, а обеспечивать его безбедное существование нечем. Наполнить пенсионную систему деньгами работающих становится все труднее, поскольку одного пенсионера сегодня содержат уже менее двух работающих. На компенсацию уходит 15% ВВП страны.
Решение поднять пенсионный возраст во Франции сильно запаздывает: это надо было делать лет 20 назад. А ведь еще никак не могут отменить давно устаревшие сроки досрочного выхода на пенсию для льготных категорий трудящихся типа транспортников и энергетиков. Хотя условия труда с начала XX века изменились, глотать угольную пыль кочегарам больше не приходится. Во всех развитых странах сроки выхода на пенсию давно сдвинулись по мере старения населения.
В Норвегии и Дании, где средняя продолжительность жизни меньше французской, на пенсию уходят в 67 лет, в большинстве стран ЕС и в США — в 65, в Японии — вообще в 70! Но чужие примеры французов не вдохновляют. А случае чего забастовщики перекроют автотрассы, обесточат индустрию, остановят железные дороги, будут жечь контейнеры, автомобили и покрышки, а самые ярые — бить витрины и крушить банкоматы. 19 января на улицы вышел миллион французов, а 31 января все профсоюзы, объединившись, вывели, кажется, пол-Франции. В одном Париже в колоннах собралось полмиллиона. Шествие начиналось мирно, но страсти накалялись, протесты переросли в драку, погромы и жестокие столкновения с полицией.
Забастовки персонала нефтеперерабатывающих заводов и складов топлива французской компании Total против пенсионной реформы привели к нарушению цепочек поставок топлива, как сообщило AFP. Отгрузка продукции с предприятий Total была прервана, что может создать трудности на бензоколонках. По данным агентства, на НПЗ TotalEnergies бастуют от 75 до 100% сотрудников. В Марселе забастовщики начали свой марш из района Старого порта. В Лионе студенты блокировали здание Института политических наук. Массовые манифестации прошли также в Бордо, Бресте, Гавре, Ницце, Орлеане, Тулузе.
Блюстители в Париже в ответ на провокации начали задерживать агрессивных юнцов. Столкновения одетых в черное и в балаклавы анархистов-леваков с полицией происходили по ходу движения колонн, к буйным применялись дубинки, в ответ летели бутылки, петарды и арматура. На бульваре Монпарнас вандалы били витрины и ломали двери банков. Стражи порядка начали стрелять гранатами со слезоточивым газом. Погромщики прятались в рядах демонстрантов и атаковали гвардейцев из толпы.
Пенсии стали отличным предлогом для обострения противостояния и нарастающего протеста «против всего сразу и Макрона». Президент пообещал пенсионную реформу в своей предвыборной кампании еще перед своим первым мандатом в 2017 году, а затем объявил ее основной целью второго срока. Но поскольку у него нет необходимого для принятия законопроекта твердого большинства в парламенте, затянувшийся протест может поколебать позицию правительства. Крупнейшие французские профсоюзы заявили о намерении продолжать борьбу против продвигаемой правительством пенсионной реформы и призвали к новым акциям протеста 7 и 11 февраля.
Реформа направлена на приведение пенсионной системы к равновесию к 2030 году, после чего, по расчетам правительства, могут потребоваться новые изменения. Авторы реформы предлагают, чтобы минимальная пенсия составляла 1200 евро вместо сегодняшних 950, что должно бы успокоить рабочих. Премьер-министр Элизабет Борн заявила, что текст реформы — прогрессивный и предполагает ревалоризацию небольших пенсий для тех, кто работал всю жизнь, а живет на крохотное пособие. «Выход на пенсию в 64 года — компромисс, который мы предложили, выслушав работодателей и профсоюзы».
Но профсоюзы и оппозиция на этом не остановятся. Ведь классовая борьба во Франции не знает пощады и пауз, даже если она грозит уронить ВВП и оставить будущих пенсионеров без денег.