Межгосударственным авиационным комитетом завершено расследование авиационного происшествия с самолетом ЯК-40 Вологодского авиапредприятия в аэропорту Шереметьево 9 марта прошлого года.
При катастрофе, как известно, погибли известный журналист Артем Боровик и предприниматель Зия Бажаев . Ученые и специалисты провели беспрецедентный объем наземных и летных исследований ЯК-40, продувок натурного крыла в аэродинамической трубе, математически смоделировали трагический взлет.
Окончательный вердикт расследователей таков. Все системы машины работали нормально. Версии о некондиционности горюче-смазочных материалов, о которых писали некоторые СМИ, не подтвердились. Полностью исключаются пожар на борту и взрыв. Так же, как метеоусловия и состояние взлетной полосы. Не оказал влияния на ситуацию и спутный след от взлетающего за 8 минут до старта "ЯКа" Боинга-767.
Самолет разбился в результате того, что, во-первых, вопреки требованиям, перед полетом несущие поверхности не были обработаны противообледенительной жидкостью. Во-вторых, при взлете экипаж принял ошибочное решение использовать нестандартное положение закрылков: на 11 градусов вместо положенных 20. После отрыва от ВПП самолет был выведен на угол атаки более 13 градусов, который из-за снижения несущих свойств крыла оказался критическим. В результате на высоте 8-10 метров произошло его сваливание. И последнее. Проверка технической эксплуатации самолета показала, что некоторые его агрегаты и комплектующие изделия отработали свой ресурс, что категорически исключало возможность выполнения полета.