Поначалу Гоголя терпели. Весьма воинственный искусствовед И. Воблый писал в 1931 году: "... памятник Гоголю - работы Андреева, несмотря на его модернистско-эклектическую трактовку, передает эпоху и общество, создавшее творчество Гоголя, конечно, в своеобразном преломлении".
Однако уже в 1935 году газета "Правда" заявила, что памятник "искажал образ великого писателя, трактуя его как пессимиста и мистика".
Публикация была руководством к действию. Неудивительно, что в том же 1935 году Всесоюзный комитет по делам искусств при Совнаркоме СССР объявил конкурс на новый монумент, "отражающий подлинный облик великого русского писателя".
Подтянулись со своими мнениями и официозные деятели искусств. Скульптор В. И. Мухина писала: "Пессимистическая трактовка образа Гоголя родилась из неправильно понятого психологического решения памятника вообще. Думаю, что Гоголь ценен нам как активный бичеватель пороков современного ему общества, и именно этой особенности его творчества должно быть посвящено решение памятника. Андреев же в своей бесспорно прекрасной и талантливой работе изобразил Гоголя в мрачнейший момент его болезненного самоанализа".
Впрочем, подавляющая часть интеллигенции не приняла нового Гоголя, предпочитая ему старого. Вскоре после установки памятника появилась эпиграмма:
Юмор Гоголя нам мил,
Слезы Гоголя - помеха.
Сидя грусть он наводил,
Пусть теперь стоит - для смеха!
Даже сам автор памятника Н.В. Томский неожиданно вдруг взял и заявил: "Из всех созданных мною в последние годы монументальных произведений я считаю самым неудачным памятник Н.В. Гоголю в Москве, выполненный мной в чрезвычайной спешке к юбилею писателя".
Правда, вина скульптора Томского весьма условна. Ведь поскольку памятник делали в спешке, отдельные части писателя поделили между разными скульпторами. Но, несмотря на то, что авторов у монумента было много, официально им считается один лишь Томский. Именно на него вешали всех собак, а писатель Юрий Нагибин отзывался в дневнике о Томском как о скульпторе, "испоганившем Гоголевский бульвар и многое другое".
Но, вопреки очевидному, СМИ ликовали: "Скульптору удалось раскрыть идею духовной близости писателя, олицетворяющего передовую русскую культуру прошлого с новым поколением - свободным советским человеком, строящим коммунизм".
На рубеже 1980-х - 1990-х годов поднимался вопрос о снятии статуи Гоголя работы Томского и установки на этом месте первоначального монумента. Однако, из-за нехватки денег и недостаточной энергии инициаторов дело вскоре заглохло.