Главная Экономика 00:01 01 Сентября 2023 4442
Строить дороги, а не планы

На прошлой неделе чиновники вновь шумно обсуждали проект строительства высокоскоростной магистрали Москва - Петербург. В который уже раз…

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Пока мы думали, Китай создал самую протяженную в мире сеть высокоскоростных магистралей. Фото: Li Ziheng/Синьхуа, globallookpress.com

К давней идее во время открытия движения на линии московского железнодорожного диаметра вернулся президент Владимир Путин. Еще ничего толком не сделано, нет ни одного километра рельсов ВСМ, нет подвижного состава, нет десятка мудреных технологий, которые, например, применяют китайцы или японцы (у каждого — своя) для движения таких поездов. А замминистра транспорта РФ Валентин Иванов уже обещает открыть движение по высокоскоростной магистрали в 2028 году. Называются даже цены на билеты в будущее (10-15 тысяч рублей) и время в пути (2 часа 15 минут).

А чуть ранее, в июне, министр транспорта Виталий Савельев публично помечтал о том, что еще не построенную дорогу могут продлить аж до Минска. По его словам, инвесторы для строительства магистрали и создания подвижного состава уже есть. Как по мановению волшебной палочки нашлись и 1,7 трлн рублей, в которые, по предварительным оценкам, обойдется магистраль. Наверное, так и должен вести себя чиновник, особенно российский, имитируя бурную деятельность.

А между тем прожект ВСМ между Москвой и Санкт-Петербургом обсуждается не один десяток лет и порядком набил оскомину. Кто постарше, наверняка помнит, что в 1992-м, на пике демократической эйфории, для сооружения этой дороги было создано Российское акционерное общество «Высокоскоростные магистрали». И даже разработан и построен (в одном экземпляре) поезд, получивший гордое название ЭС250 «Сокол». Высокие руководители обещали запустить движение к 2000 году. Однако «стройка века» не задалась. Сроки сдвигались. В ходе испытаний уже в новом тысячелетии экспериментальный поезд так и не смог достичь заявленной скорости в 250 км в час, госкомиссия обнаружила ряд опасных недостатков. Ныне «Сокол» разделен на две части, одна из них выставлена в петербургском Музее железных дорог России.

Реально строительные работы начались только на вокзальном комплексе в Санкт-Петербурге, но и они не были закончены. В 2010-м на месте заброшенного котлована там был построен торгово-развлекательный комплекс. В 1998 году президент Ельцин подписал указ, фактически отменивший его же предыдущие решения по скоростной магистрали, а РАО «ВСМ» было признано банкротом.

Проект сам собой растворился в воздухе. После проверки деятельности компании Счетной палатой возбудили уголовное дело, однако о результатах расследования не сообщалось. В 2007-м глава Счетной палаты Сергей Степашин заявил, что 70 млн долларов, потраченных на проект, «ушли в никуда».

Прожект всплывал в 2004 году. Через семь лет представили проект на бумаге, открыть магистраль планировалось на этот раз уже к 2017 году. И вновь что-то не сложилось. Явился новый грандиозный план: дорога Москва — Казань. И дальше аж до границы с Китаем. Идея возникла после посещения президентом России китайского острова Хайнань в 2011-м. Китайские коллеги, видимо, с умыслом прокатили российского руководителя на поезде по магистрали, которая пронизала остров с севера на юг. Там уже тогда поезда летали 300 км в час, а китайских ВСМ к тому времени было построено 20 тысяч километров. Дмитрий Медведев (он тогда был президентом) дорогой не впечатлился. Отвечая на вопрос автора этой заметки, не стоит ли нам создать что-то подобное и вообще перенять китайский опыт, он сказал, что у России нечто подобное уже имеется и вообще у нас свой путь...

В 2013 году дорогу Москва — Петербург опять забросили в дальний угол, заявив, что первую ВСМ запустят все-таки между Москвой и Казанью. На высшем уровне был подписан российско-китайский меморандум о сотрудничестве в деле ее сооружения. Проект сначала оценили в 900 млрд рублей, потом стоимость выросла до 1,1 трлн. Половину и даже больше этой суммы предлагала в качестве беспроцентной ссуды и без гособеспечения китайская сторона — почти даром. Условие одно: строительство силами китайских компаний.

На проектно-изыскательские работы и финансово-экономическое обоснование потратили уйму денег. Параллельно велись переговоры с немецкими партнерами — типа, кто дешевле предложит. Но к 2019 году было объявлено, что от проекта решено отказаться. Дескать, дорого, не окупится. Опять вернулись к идее создания магистрали Москва — Петербург. План строительства был согласован два года назад. Однако впоследствии от задумки в очередной раз отказались. Такая вот сказка про белого бычка...

Как тут не вспомнить, что в 2006 году в РЖД подготовили программу развития высокоскоростного движения в России с созданием целой сети ВСМ. А в 2008-м правительство одобрило Стратегию развития железнодорожного транспорта до 2030 года. Документ предполагал строительство аж трех скоростных магистралей: Москва — Санкт-Петербург, Москва — Берлин и Москва — Нижний Новгород. В 2012-м там появился проект магистрали Москва — Ростов-на-Дону — Адлер, а также Казань — Самара. В 2018-м добавили трассу между Екатеринбургом и Челябинском.

О растущих на глазах планах на полном серьезе заявляли все это время высокие чиновники, хотя ни метра ВСМ построено так и не было. Хотя, как следует из Транспортной стратегии образца 2021 года, на ее реализацию должно быть выделено 60 трлн рублей — почти три годовых бюджета России. Голова может закружиться: здесь и «бесшовное скоростное сообщение» от границы с Белоруссией через Смоленск, Москву, Казань, Екатеринбург в Тюмень, Челябинск, Омск, Иркутск с ответвлением в сторону Казахстана, и трасса «Меридиан» — от границы с Белоруссией через Смоленскую, Липецкую, Саратовскую области до Казахстана. Но, похоже, и эта концепция пополнила список маниловских прожектов. Не пора ли Счетной палате посмотреть, сколько было истрачено и на что? Иначе в чем смысл писать стратегии и с помпой их обнародовать?

А в это время

Пока мы думали-рядили, Китай создал самую протяженную в мире сеть высокоскоростных магистралей и индустрию для их сооружения. В ходе их строительства еще в 2000-е реализованы не имеющие аналогов в мире проекты, для которых не хватит Книги рекордов Гиннесса. Например, на трассе Пекин — Шанхай сооружен самый протяженный в мире воздушный виадук длиной 167 км. Длиннейший мост на планете обошелся стране в 10 млрд долларов, а на его возведение потребовалось всего два года. Мы по праву гордимся Крымским мостом общей длиной 19 км, а у Китая на той же трассе есть еще и мост в 113 км.

В период бурного развития ВСМ в 2005-2015 годах КНР инвестировала в их строительство около 300 млрд долларов. В результате из 60 тысяч километров дорог со скоростями 300 км в час, существующих в мире, две трети — китайские. Эксплуатируются свыше 3,5 тысячи высокоскоростных поездов, которые перевозят более 1 млрд пассажиров в год. Весь подвижной состав и инфраструктура создаются в Китае по уникальным технологиям. Ежегодно в эксплуатацию вводятся по 2,5-3 тысячи километров ВСМ. А это и современнейшие вокзалы, и силовая сеть, и сами дороги, и придорожная инфраструктура. Скорости в 300-350 км в час позволяют сломать обычное представление о времени и пространстве. А стоимость билетов — в среднем 3-6 тысяч рублей в переводе на наши деньги — делает их доступными для всего населения. Например, поездка на такое расстояние, как от Москвы до Казани, обошлась бы россиянину в 5-6 тысяч рублей.

Да, китайские ВСМ планово-бесприбыльные, дотируются государством. Но, как считает китайское руководство, высокоскоростные магистрали повышают уровень благосостояния народа, вносят мультипликативный эффект в развитие всей экономики страны. То есть в Китае не ищут сиюминутной выгоды, а работают на перспективу.

Не так давно в КНР прошли ходовые испытания очередной версии высокоскоростного пассажирского поезда CR450. Он разогнался до 453 км в час. Вскоре эти поезда побегут по рельсам и станут самыми быстрыми регулярными железнодорожными составами в мире. Такой поезд мог бы долететь от Москвы до Санкт-Петербурга за полтора часа.

В Китае бытует мнение, что высокоскоростные железные дороги (вкупе со скоростными автодорогами и авиацией) объединяют страну так же, как иероглифическая письменность. Будет ли у нас что-то подобное в жизни, а не на словах, — большой вопрос.

Экономика 00:01 / 14 Марта 2025 9758
Их не догонят

Почему цены на продукты растут быстрее зарплаты?

Александр Киденис
Труд
В Госдуме задумались о регулировании цен. Во времена СССР это было чревато дефицитом. Фото: Размик Закарян/Ura.ru, globallookpress.com

В Госдуме идет обсуждение проекта федерального закона, ограничивающего торговые наценки на социально значимые продукты питания. Такой порядок существовал в советские времена, что неизменно оборачивалось дефицитом. Как сложится...

Нас должно быть больше. Но как от слов перейти к делу исправления демографической ситуации?

Александр Киденис
Труд
За год в России почти четверть миллиона как корова языком слизала. Фото: Сергей Фомин/Russian Look, globallookpress.com

«Та страна богаче, где проживает больше людей», — писал английский классик политэкономии Давид Рикардо, один из отцов-основателей современной экономической науки. Однако наша Россия по этой формуле с каждым...

Экономика 00:01 / 07 Марта 2025 6006
Слив в оффшор

Почему тарифы ЖКХ растут быстрее, чем пенсии и зарплаты

Александр Киденис
Труд
Самая большая неприятность впереди: летом нас ожидает увеличение коммунальных тарифов на электроэнергию, воду и отопление. Фото: Елена Майорова, globallookpress.com

В новом году цены на социально значимые товары и услуги растут как на дрожжах. В январе подорожали общественный транспорт, вывоз мусора, взносы на капремонт многоквартирных домов и даже пошлина на расторжение...

По версии надзорного ведомства, два топ-менеджера газового холдинга обеспечивали выгодные контракты для подконтрольных им фирм

Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Бывший топ-менеджер энергетического блока группы «Газпром» Алексей Митюшов и бывший глава департамента маркетинга «Газпрома», генеральный директор компании «Русхимальянс» Кирилл Селезнев вывели из активов...

Как пишет британский журнал The Economist, в ее условиях отсутствуют «более широкие гарантии безопасности»

Фото: Геннадий Минченко/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Занимающий пост президента Украины Владимир Зеленский не станет подписывать второе соглашение с США о разработке полезных ископаемых, если в нем не будут прописаны гарантии безопасности для Украины. Об этом сообщил британский журнал The Economist...

Лозунг «Спи скорей: твоя подушка нужна другому!» берут на вооружение хозяева ночлежек и граждане, сдающие жильцам квартиры

Ольга Лернер
Труд
Фото: David Oxberry/moodboard, globallookpress.com

«Спи скорей: твоя подушка нужна другому!» — такой плакат сатирик Михаил Зощенко подметил когда-то в доме отдыха рабочих в крымской Феодосии. Сегодня в России этот лозунг берут на вооружение хозяева...

Одно время показалось, что мы шагнули в новую эру. А по сути, погружались в кредиты и долги

Надежда Арабкина
Труд
В этой куче вышедших в тираж телефонов есть такие, которые и сейчас работали бы. Фото: Bernhard Kreutzer/imagebroker.com, globallookpress.com

— Ваш автомобиль пора выбросить, возьмите кредит и купите новый, у нас сегодня хорошие условия по обмену, — выдал мне бесплатный совет приемщик в сервис-центре. На вид ему было хорошо за 50,...

Декларируя борьбу с инфляцией, власти создают условия для ее роста

Михаил МОРОЗОВ, обозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Bulkin Sergey, globallookpress.com

С 1 июля тарифы ЖКХ по всей России будут повышены в среднем на 11,9%. Об этом на прошлой неделе сообщил первый зампред комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Владимир Кошелев. По его словам,...

Деньги не пахнут: дачные туалеты обложат налогом. А также бани и теплицы

Ирина Хмара
Труд
Налоговики решили напомнить о том, что постройки с фундаментом обложены налогом. Фото: Сергей Булкин/news.ru, globallookpress.com

Паника среди дачников и сельчан: граждан, у которых на участках есть бани, теплицы и туалеты, теперь заставят платить за них налог. «Это что, шутка?!» — бурлят соцсети. Да не совсем....

Экономика 00:01 / 21 Февраля 2025 3927
Свистать всех назад

Российский авторынок ожидает возврата южнокорейских и японских автомобилей, а маркетплейсы и супермаркеты - модных товаров из Европы

Александр Киденис
Труд
Потери экономики России от ухода из страны зарубежных компаний за последние три года оцениваются в $100 миллиардов. Фото: Сергей Лантюхов/news.ru, globallookpress.com

В России восстанавливается потребительский спрос: по данным СберИндекса, в 2024 году объемы розничной торговли в стране выросли на 15%. Правда, наибольшим спросом пользовались товары для животных (на Wildberries...

Экономика 00:11 / 14 Марта 2025 3883
К вам едет ревизор

Сотни ревизоров инкогнито отправятся в этом году инспектировать российские отели и рестораны

Максим Башкеев
Труд
Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Перед ними поставлена задача: выявить слабые места в отечественной индустрии гостеприимства и помочь исправить ошибки. На что будут обращать внимание проверяющие и помогут ли они повысить уровень сервиса? «Отвратительный...

Россиянам сегодня почему-то не меняют доллары

Олег Шевцов, политический обозреватель «Труда»
Труд
Фото: Николай Гынгазов, globallookpress.com

Проблема внезапного вывода из оборота денег в связи с заменой старых купюр или переходом на новые деньги всегда ущемляет рядовых граждан. Те регулярно страдают от финансовых маневров государств, валютных зон, Центробанков. Помнится,...

Государство наконец-то занялось мерами по обузданию бедствия, давно охватившего страну. Но увы: они недостаточны и явно запоздали

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Типичная жертва мошенника - пенсионер. Фото: Matthias Balk/dpa, globallookpress.com

В Госдуму внесен проект федерального закона «О создании государственных информационных систем по противодействию правонарушениям (преступлениям), совершаемым с использованием информационно-телекоммуникационных технологий»....

По сравнению с прошлым годом сумма в платежках может подпрыгнуть на 20-30%

Евгений Акатов
Труд
Фото: Елена Майорова, globallookpress.com

По прогнозам специалистов, россияне в 2025 году столкнутся с заметным подорожанием услуг ЖКХ. Сумма в платежках может подпрыгнуть на 20-30% по сравнению с прошлым годом. Неужели нельзя обуздать тарифные аппетиты? Дмитрий...

Роспатент создал уникальный прецедент

Алекс Зверев
Труд
Фото: © Ramon Costa, globallookpress.com

Роспатент официально зарегистрировал товарный знак Ericsson за российским производителем кондиционеров ООО «Р-Климат» («Русклимат»). Создан уникальный прецедент, который остряки уже назвали «импортовозвращение». Вообще...

Российское правительство, как видно, не горит желанием подводить итоги их реализации

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Премьер-министр Михаил Мишустин бегло сообщил: «Все, что запланировано, выполняется». Фото: Роман Наумов/Ura.ru, globallookpress.com

В 2018 году, заступив на очередной срок своего президентства, Владимир Путин издал указ, который у нас принято называть майским, потому что он был подписан 7 мая. Документ обозначал национальные цели развития на шесть...