Главная Экономика 00:01 01 Сентября 2023 4333
Строить дороги, а не планы

На прошлой неделе чиновники вновь шумно обсуждали проект строительства высокоскоростной магистрали Москва - Петербург. В который уже раз…

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Пока мы думали, Китай создал самую протяженную в мире сеть высокоскоростных магистралей. Фото: Li Ziheng/Синьхуа, globallookpress.com

К давней идее во время открытия движения на линии московского железнодорожного диаметра вернулся президент Владимир Путин. Еще ничего толком не сделано, нет ни одного километра рельсов ВСМ, нет подвижного состава, нет десятка мудреных технологий, которые, например, применяют китайцы или японцы (у каждого — своя) для движения таких поездов. А замминистра транспорта РФ Валентин Иванов уже обещает открыть движение по высокоскоростной магистрали в 2028 году. Называются даже цены на билеты в будущее (10-15 тысяч рублей) и время в пути (2 часа 15 минут).

А чуть ранее, в июне, министр транспорта Виталий Савельев публично помечтал о том, что еще не построенную дорогу могут продлить аж до Минска. По его словам, инвесторы для строительства магистрали и создания подвижного состава уже есть. Как по мановению волшебной палочки нашлись и 1,7 трлн рублей, в которые, по предварительным оценкам, обойдется магистраль. Наверное, так и должен вести себя чиновник, особенно российский, имитируя бурную деятельность.

А между тем прожект ВСМ между Москвой и Санкт-Петербургом обсуждается не один десяток лет и порядком набил оскомину. Кто постарше, наверняка помнит, что в 1992-м, на пике демократической эйфории, для сооружения этой дороги было создано Российское акционерное общество «Высокоскоростные магистрали». И даже разработан и построен (в одном экземпляре) поезд, получивший гордое название ЭС250 «Сокол». Высокие руководители обещали запустить движение к 2000 году. Однако «стройка века» не задалась. Сроки сдвигались. В ходе испытаний уже в новом тысячелетии экспериментальный поезд так и не смог достичь заявленной скорости в 250 км в час, госкомиссия обнаружила ряд опасных недостатков. Ныне «Сокол» разделен на две части, одна из них выставлена в петербургском Музее железных дорог России.

Реально строительные работы начались только на вокзальном комплексе в Санкт-Петербурге, но и они не были закончены. В 2010-м на месте заброшенного котлована там был построен торгово-развлекательный комплекс. В 1998 году президент Ельцин подписал указ, фактически отменивший его же предыдущие решения по скоростной магистрали, а РАО «ВСМ» было признано банкротом.

Проект сам собой растворился в воздухе. После проверки деятельности компании Счетной палатой возбудили уголовное дело, однако о результатах расследования не сообщалось. В 2007-м глава Счетной палаты Сергей Степашин заявил, что 70 млн долларов, потраченных на проект, «ушли в никуда».

Прожект всплывал в 2004 году. Через семь лет представили проект на бумаге, открыть магистраль планировалось на этот раз уже к 2017 году. И вновь что-то не сложилось. Явился новый грандиозный план: дорога Москва — Казань. И дальше аж до границы с Китаем. Идея возникла после посещения президентом России китайского острова Хайнань в 2011-м. Китайские коллеги, видимо, с умыслом прокатили российского руководителя на поезде по магистрали, которая пронизала остров с севера на юг. Там уже тогда поезда летали 300 км в час, а китайских ВСМ к тому времени было построено 20 тысяч километров. Дмитрий Медведев (он тогда был президентом) дорогой не впечатлился. Отвечая на вопрос автора этой заметки, не стоит ли нам создать что-то подобное и вообще перенять китайский опыт, он сказал, что у России нечто подобное уже имеется и вообще у нас свой путь...

В 2013 году дорогу Москва — Петербург опять забросили в дальний угол, заявив, что первую ВСМ запустят все-таки между Москвой и Казанью. На высшем уровне был подписан российско-китайский меморандум о сотрудничестве в деле ее сооружения. Проект сначала оценили в 900 млрд рублей, потом стоимость выросла до 1,1 трлн. Половину и даже больше этой суммы предлагала в качестве беспроцентной ссуды и без гособеспечения китайская сторона — почти даром. Условие одно: строительство силами китайских компаний.

На проектно-изыскательские работы и финансово-экономическое обоснование потратили уйму денег. Параллельно велись переговоры с немецкими партнерами — типа, кто дешевле предложит. Но к 2019 году было объявлено, что от проекта решено отказаться. Дескать, дорого, не окупится. Опять вернулись к идее создания магистрали Москва — Петербург. План строительства был согласован два года назад. Однако впоследствии от задумки в очередной раз отказались. Такая вот сказка про белого бычка...

Как тут не вспомнить, что в 2006 году в РЖД подготовили программу развития высокоскоростного движения в России с созданием целой сети ВСМ. А в 2008-м правительство одобрило Стратегию развития железнодорожного транспорта до 2030 года. Документ предполагал строительство аж трех скоростных магистралей: Москва — Санкт-Петербург, Москва — Берлин и Москва — Нижний Новгород. В 2012-м там появился проект магистрали Москва — Ростов-на-Дону — Адлер, а также Казань — Самара. В 2018-м добавили трассу между Екатеринбургом и Челябинском.

О растущих на глазах планах на полном серьезе заявляли все это время высокие чиновники, хотя ни метра ВСМ построено так и не было. Хотя, как следует из Транспортной стратегии образца 2021 года, на ее реализацию должно быть выделено 60 трлн рублей — почти три годовых бюджета России. Голова может закружиться: здесь и «бесшовное скоростное сообщение» от границы с Белоруссией через Смоленск, Москву, Казань, Екатеринбург в Тюмень, Челябинск, Омск, Иркутск с ответвлением в сторону Казахстана, и трасса «Меридиан» — от границы с Белоруссией через Смоленскую, Липецкую, Саратовскую области до Казахстана. Но, похоже, и эта концепция пополнила список маниловских прожектов. Не пора ли Счетной палате посмотреть, сколько было истрачено и на что? Иначе в чем смысл писать стратегии и с помпой их обнародовать?

А в это время

Пока мы думали-рядили, Китай создал самую протяженную в мире сеть высокоскоростных магистралей и индустрию для их сооружения. В ходе их строительства еще в 2000-е реализованы не имеющие аналогов в мире проекты, для которых не хватит Книги рекордов Гиннесса. Например, на трассе Пекин — Шанхай сооружен самый протяженный в мире воздушный виадук длиной 167 км. Длиннейший мост на планете обошелся стране в 10 млрд долларов, а на его возведение потребовалось всего два года. Мы по праву гордимся Крымским мостом общей длиной 19 км, а у Китая на той же трассе есть еще и мост в 113 км.

В период бурного развития ВСМ в 2005-2015 годах КНР инвестировала в их строительство около 300 млрд долларов. В результате из 60 тысяч километров дорог со скоростями 300 км в час, существующих в мире, две трети — китайские. Эксплуатируются свыше 3,5 тысячи высокоскоростных поездов, которые перевозят более 1 млрд пассажиров в год. Весь подвижной состав и инфраструктура создаются в Китае по уникальным технологиям. Ежегодно в эксплуатацию вводятся по 2,5-3 тысячи километров ВСМ. А это и современнейшие вокзалы, и силовая сеть, и сами дороги, и придорожная инфраструктура. Скорости в 300-350 км в час позволяют сломать обычное представление о времени и пространстве. А стоимость билетов — в среднем 3-6 тысяч рублей в переводе на наши деньги — делает их доступными для всего населения. Например, поездка на такое расстояние, как от Москвы до Казани, обошлась бы россиянину в 5-6 тысяч рублей.

Да, китайские ВСМ планово-бесприбыльные, дотируются государством. Но, как считает китайское руководство, высокоскоростные магистрали повышают уровень благосостояния народа, вносят мультипликативный эффект в развитие всей экономики страны. То есть в Китае не ищут сиюминутной выгоды, а работают на перспективу.

Не так давно в КНР прошли ходовые испытания очередной версии высокоскоростного пассажирского поезда CR450. Он разогнался до 453 км в час. Вскоре эти поезда побегут по рельсам и станут самыми быстрыми регулярными железнодорожными составами в мире. Такой поезд мог бы долететь от Москвы до Санкт-Петербурга за полтора часа.

В Китае бытует мнение, что высокоскоростные железные дороги (вкупе со скоростными автодорогами и авиацией) объединяют страну так же, как иероглифическая письменность. Будет ли у нас что-то подобное в жизни, а не на словах, — большой вопрос.

Экономика 00:01 / 25 Октября 2024 11004
Идут белые снеги

Наступающая зима станет очередным испытанием для коммунальных служб и граждан - в этом нет сомнений

Александр Киденис
Труд
Многие будущие виновники ЧП уже готовы к оправданиям: мол, нечем ремонтировать. Фото: Олег Спиридонов/Business Online, globallookpress.com

Научный руководитель Гидрометцентра Роман Вильфанд обещает нам аномальную зиму 2024-2025 годов с резкими перепадами температуры и рекордными осадками — самую снежную за 300 лет. Слушаешь такие прогнозы и заранее...

Бюджетные деньги были переведены учрежденной «Роснано» компании «Пластик Лоджик», не имевшей технологий и кадров для создания подобных устройств 

Экс-глава «Роснано» Анатолий Чубайс. Фото: © Anatoly Lomokhov, globallookpress.com

Бывшие руководители государственной корпорации «Роснано» похитили более 13 миллиардов рублей, выделенных из бюджета страны для производства устройств на основе так называемой гибкой электроники. Последние получили в народе...

Почему на фоне роста благосостояния гражданам все больше нравится секонд-хенд

Александр Киденис
Труд
Фото: © Maksim Konstantinov, globallookpress.com

Продажи подержанных автомашин в России бьют рекорды: более 560 тысяч штук только за август. Ажиотажный спрос, до 30% и выше, зафиксирован на бывшую в употреблении технику и электронику, а также на компьютеры...

Странные вещи происходят на российском продовольственном рынке

Александр Киденис
Труд
В подорожании масла в «Союзмолоке» обвинили россиян, которые съели аномально много... мороженого. Фото: Светлана Возмилова, globallookpress.com

В Екатеринбурге случилось небывалое: гангстеры обокрали не ювелирный или винно-водочный магазин, а молочный: похитили... сливочное масло. Камеры видеонаблюдения зафиксировали, что операция была не спонтанной, а продуманной....

«Друзья России - армия, флот и крепкие финансы», - заявил глава Минфина Антон Силуанов

Труд
Фото: Алексей Смышляев, globallookpress.com

Вячеслав Володин, председатель Государственной думы — Если анализировать заявления прежних лет: Вот отдадим [электроэнергетику] частникам — и они будут наращивать мощности. Что нарастили-то? В атомной энергетике...

Соответствующий указ с целью достижения установленных показателей национального проекта «Международная кооперация и экспорт» подписал Махмуд-Али Калиматов

Фото предоставлено пресс-службой главы и правительства Республики Ингушетия

Еще одной задачей совета станет создание благоприятных условий для осуществления экспортной деятельности. В его состав включены председатель регионального правительства Владимир Сластенин,  вице-премьеры, представители регминистерств, экономических...

Единственный производитель алюминиевой тары – компания «Урбан Крафт» – объявила о переходе с полулитровых банок на 0,45 

Фото: © Petrov Sergey, globallookpress.com

Пиво в банках объемом 0,5 литра больше не будет доступно в России, равно как и любые другие напитки. Об этом в четверг, 31 октября сообщает Telegram-канал Mash. По данным обозревателей, единственный в стране производитель алюминиевой упаковки...

Мероприятие пройдет в рамках празднования Дня работника сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности 

Фото предоставлено пресс-службой главы и правительства Республики Ингушетия

В Ингушетии состоится ярмарка «Дошо Гуйре». Она пройдет в рамках празднования Дня работника сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности. Глава республики Махмуд-Али Калиматов отметил, что событие должно привлечь множество...

Власти региона активно работают над повышением доходной базы бюджета, и в 2024 году это принесло свои плоды 

Фото предоставлено пресс-службой главы и правительства Республики Ингушетия

Руководство Ингушетии прилагает все усилия, чтобы достичь стабильного социально-экономического развития региона, и сумело добиться сокращения просроченной задолженности перед федеральным центром. Глава региона Махмуд-Али Калиматов подчеркнул,...

Экономика 00:02 / 11 Октября 2024 5244
Свечку не держали

Министер сельского хозяйства Оксана Лут призвала молиться богу о дожде

Алекс Зверев
Труд
Министер сельского хозяйства Оксана Лут. Фото: Sergey Elagin, globallookpress.com

Что творится у нас на продовольственном рынке, одному Богу известно. Или, возможно, покровителю урожая Илье-пророку. В начале октября Михаил Мишустин заявлял о рекордных урожаях. «Мы ждем еще результатов этого...

Экономика 00:09 / 15 Ноября 2024 5242
Игра в бутылочку

Государственная дума и Совет Федерации ударили по злостным виновникам падения рождаемости с двух сторон

Марина Крючкова, Максим Башкеев
Труд
За первое полугодие в России родились 599,6 тысячи детей — абсолютный минимум за нашу новейшую историю. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

На минувшей неделе, кто не заметил, у нас отличились сразу обе палаты парламента. Госдума мигом, во втором и третьем чтениях, приняла закон о запрете пропаганды чайлдфри. А Совет Федерации, зайдя на цель...

Президент России намерен предложить коллегам создать новую глобальную финансово-платежную систему

Фото: Михаил Метцель/пул Кремля, globallookpress.com

Президент России Владимир Путин представит на саммите БРИКС в Казани план по разрушению долларовой системы. Об этом сообщило издание The Economist. Как сказано в статье, Путин намерен предложить лидерам стран – членов объединения создать...

С января его аэропорт начнет принимать гражданские самолеты третьего класса, то есть вместимостью от 20 до 50 пассажиров

Анатолий Журин
Труд
Когда-то пилоты назвали аэропорт в этом городе Шереметьево-3. Фото: Сергей Булкин/news.ru, globallookpress.com

В прошлом номере в статье «Полеты во сне. А наяву?» мы рассказывали о проблемах малой авиации в стране: отрасль в кризисе, местные аэродромы закрываются, а замену трудяге-кукурузнику пока...

В ходе своего выступления на форуме глава РФ отметил, что доллар сегодня используется как оружие, что является «большой ошибкой тех, кто это делает» 

Фото: http://kremlin.ru

Президент России Владимир Путин на саммите БРИКС в Казани после завершения заседания организации в расширенном составе ознакомился с символической «купюрой БРИКС». Об этом в среду, 23 октября сообщает «РИА Новости». Журналисты...

Последние три года республика стабильно демонстрирует положительную динамику с точки зрения индекса промышленного производства. Махмуд-Али Калиматов пояснил, как этого удалось добиться 

Фото предоставлено пресс-службой главы и праительства Республики Ингушетия

По данным Росстата, Ингушетия входит в число регионов, которым удается сохранять темп по росту промышленности выше 10%. И по итогам первых десяти месяцев текущего года этот показатель в республике составил 113% по отношению к аналогичному периоду...

В России предложили строить авиадеревни. А пока аэродромы закрываются, а замену кукурузнику пока так и не нашли

Анатолий Журин
Труд
Фото: Jens Kalaene/dpa, globallookpress.com

В бескрайней России только малая авиация способна обеспечить транспортную доступность для жителей провинции. Вопрос в том, как это сделать, если отрасль в кризисе, аэродромы закрываются, а замену кукурузнику пока так и не нашли....





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?