
Под Пермью рухнул мост, соединявший крупное село Новоильинское с деревней Горшки через речку Голомысовка. Расстояние до краевого центра — около 30 км. Теперь дорога перекрыта, строители пообещали сделать объезд, на что уйдет полторы недели. Что будет потом, неизвестно, денег у местных властей нет. Зато создана комиссия с участием главы Пермского района Владимира Цветкова, его заместителей и подрядчиков. Причиной аварии признан «проезд большого количества грузовой техники, перегруженной строительными материалами».
То есть причина уважительная. Хотя аварийной эта переправа считалась давно. Из-за чего автобус от почты в Горшках ходил только до речки, а далее жители крестились, но все-таки переходили речку по краю дышащего на ладан моста, пересаживались во второй автобус и ехали дальше. Водители грузовиков вынуждены быть смелыми — результат известен. К счастью, обошлось без жертв. Хотя еще ранней весной жители сообщили о появлении трещины на проезжей части, но ее просто засыпали песком. В общем, все как обычно, живите дальше...
Много ли в России таких опасных мостов? За прошлый год их только обрушилось около сотни. Некоторые в результате паводков (в Забайкалье непогода нанесла ущерб 25 мостам). Но в основном беды из-за старости, никудышного пригляда и воровства при строительстве. Директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин видит главную причину в том, что «у регионов элементарно нет денег, чтобы произвести текущий ремонт дорожной инфраструктуры». Половина наших мостов требует ремонта, но не получает, 500 объектов в аварийном состоянии с угрозой обрушения, а каждый девятый мост в стране — деревянный.
В апреле в Муромцевском районе Омской области обвалился мост, соединявший с цивилизацией восемь поселков. Сооружению было всего-то шесть лет от роду. Эксперты говорят, что в последние годы мостостроение превратилось в кормушку, позволяющую вот так запросто «осваивать» значительные деньги.
А вообще-то в нашей все еще необъятной стране 2,8 млн рек — и только 72,5 тысячи мостов через них, включая железнодорожные. Для сравнения: в США на четверть миллиона рек приходится 600 тысяч мостов. Отставание Россия пытается сократить сооружением мостов-гигантов, которых ныне возводится с десяток, но обещают втрое больше. Мегагигантом называют предполагаемый мост на Сахалин, против которого выступают жители острова, а эксперты не видят в нем экономической целесообразности: ни потока людей, ни больших грузов там нет и не предвидится. Но заявлена цена в полтриллиона рублей, которая по факту наверняка удвоится. А ведь это сотни малых и средних мостов, которые можно построить вместо временных переправ.
О том, что страна нуждается прежде всего в местных дорогах и малых мостах, давно известно. Принятая в 2008 году «Транспортная стратегия — 2030» зафиксировала, что из-за «отсутствия дорог с твердым покрытием более 10% населения, 15 млн человек, в весенний и осенний периоды остаются отрезанными от транспортных коммуникаций, почти 47 тысяч населенных пунктов не имеют связи с транспортной сетью страны». Ну и что с тех пор изменилось?