Желающих купить машину граждан заманивают на торговые площадки низкими ценами, предлагают поторговаться на аукционе, а потом исчезают вместе с деньгами клиентов.
Российский авторынок лихорадит два года. Казалось бы, прошел шок от ухода западных марок, на их месте открылись китайские и отчасти российские сборочные производства. Появились даже признаки затоваривания — на дилерских площадках скопилось почти 200 тысяч не распроданных с прошлого года автомашин. Но цены все равно упрямо ползут вверх! За минувший год средняя стоимость нового легкового авто выросла на 17,3% (до 3,7 млн рублей), а подержанного — аж на 28% (до 2,2 млн).
Такой ситуацией воспользовались мошенники. Схема продумана так, чтобы для клиента все выглядело как вполне легальный бизнес. Рекламные объявления размещаются на солидных сайтах. Туда заходят люди, которые ищут автомобиль по душе. Соискатель, натыкаясь на такое объявление, верит, что ему наконец-то повезло. Если двухлетний Kia Ceed с небольшим пробегом и в хорошей комплектации в салоне стоит около 2 млн рублей, то на липовом аукционе торги за такой лот могут начинаться с отметки в 600 тысяч. Рыночная стоимость хорошей Toyota Rav4 составляет 3,5 млн, а мошенники, не мелочась, опускают ее до 1,5 млн рублей.
Все давно наслышаны про бесплатный сыр в мышеловке, но столь щедрые предложения лишают мозг способности мыслить критически. Да и как не попытать счастья и не побороться за мечту на колесах, если на страницах аукциона и в разговорах с менеджерами повторяется одна и та же фраза: «Вы абсолютно ничем не рискуете. Если не выиграете торги, все сделанные ставки будут возвращены». Ну вот люди и решаются поучаствовать в «беспроигрышной лотерее»...
А если уж человек сделал первый рискованный шаг, то дальше не обращает внимания на такие малосущественные детали, как неадекватные скидки, проведение платежей в криптовалюте, общение с менеджерами исключительно через мессенджеры. Тем более у представителей платформы на каждый вопрос есть правдоподобный ответ. Низкая цена объясняется тем, что машины на аукцион выставляют частные лица, самостоятельно пригнавшие их из-за рубежа. Криптовалюта выгоднее из-за нулевых комиссий. Общение в WA или Telegram помогает оптимизировать офисные расходы. И тому подобная чепуха.
И вот, наконец, клиент получает приглашение на страничку аукциона, где он моментально оказывается в компании подставных пользователей, которые торгуются, постепенно поднимая стоимость автомобиля. По мере приближения цены к рыночной жертва понимает, что бороться дальше не имеет смысла, и выходит из торгов. Ее благодарят за участие, желают удачи в борьбе за будущие лоты и обещают вернуть деньги на счет. Вот только ни на следующий день, ни через месяц этого не происходит. Попытка связаться с менеджерами ничего не дает: «данный вид связи недоступен для абонента». Про сайт и говорить нечего — он исчезает из Всемирной паутины сразу после окончания липовых торгов. Ни контактных лиц, ни депозитов — ни-че-го!
Попытки восстановления справедливости в полиции упираются в размытый статус криптовалют и невозможность отследить такие переводы. Зачем потерпевший покупал токены, кому и куда их отправлял, в рамках каких правовых отношений? Вообще сомнительно, что в принципе есть состав преступления, поскольку гражданин все делал добровольно, так сказать, по обоюдному согласию...
P.S. По словам куратора платформы «Мошеловка» Народного фронта Аллы Храпуновой, единственная эффективная защита от таких мошенников — бдительность и въедливость. «Настоящие аукционы по продаже автомобилей внесены в соответствующий реестр, но ни на одном из них частники не могут выставлять ввезенные по параллельному импорту автомобили, — рассказывает эксперт. — Физлица работают с автосалонами или через площадки бесплатных объявлений. А на аукционах реализуют бесхозные, конфискованные и залоговые автомобили, транспортные средства банкротов. Но даже они никогда не выставляются на продажу вдвое дешевле, чем на обычном авторынке».
Уяснили? Тогда счастливого пути!