
Только-только небо над планетой прояснилось и люди снова подняли головы, стали доставать чемоданы из кладовок, рукопожатничать и даже целоваться, как очередная волна коронавируса норовит загнать всех назад - в границы, в тесные рамки дозволенного. Что остается тем, кто не готов смириться с тусклой действительностью? Пытаться ускользнуть от нее с помощью книг и... рюмки граппы.
Евгений Петропавловский "Венеция. Пандемиозо"
"Я стою на опустевшем мосту Риальто в центре Венеции. Там, где еще неделю-другую назад было трудно протиснуться сквозь многоязыкую гомозню туристов, торговцев, попрошаек, воришек, проституток, зевак, свободных художников, секретных агентов и прочая, и прочая... В последний раз подобную картину здесь можно было наблюдать, наверное, в 1348 году, когда чума выкосила две трети населения города" - так автор начинает свои заметки из знаменитого города, опустевшего из-за пандемии. О Венеции написано много, но эти торопливые заметки, созданные в разгар всемирного коронавирусного помешательства, отражают реальность, какую не видели и самые заядлые венециофилы. И все это на фоне великих людей и их творений, населяющих странный город. А в некоторых местах под воздействием то ли влажного воздуха, то ли выпитого автор начинает говорить почти стихами: "Речной трамвайчик вапоретто / везет меня, кренясь бортами, / по водам области Венето. / В потоках мертвенного света / летают чайки над волнами... / Ну здравствуй, город прокаженный! / Тебя сожрал коронавирус, / а я средь вирусов и вырос, / к тому же граппой я снабженный - и мне начхать!"
Галина Антипова "Маяковский: я еду удивлять! Марш поэта по стране и миру"
Под этой обложкой - география поездок поэта. В ней описаны маршруты Маяковского и города, в которых он бывал. Маяковский очень любил такие путешествия, считая их необходимым условием творчества. Вот его слова: "Поэзия - вся! - езда в незнаемое". Каждая такая поездка давала новые встречи, образы - и новые стихи. К упоминаемым адресам гостиниц, театров, кафе, салонов и издательств указаны современные названия и ориентиры, так что при желании вы сможете совершить не только виртуальное путешествие (вот только пандемия закончится). А QR-коды помогут вам найти дополнительные материалы и карты городов, сыгравших важную роль в судьбе Маяковского. Стоит вспомнить, что в 1963 году выходила книга Павла Лавута, лично знавшего поэта, "Маяковский едет по Союзу". Но у Галины Антиповой и построение книги, и подача материала совсем другие, что, несомненно, заметят и оценят все любители творчества Маяковского.
Бальдассаре Кастильоне "Придворный"
А это путешествие через века нисколько не скучнее обычных перемещений из точки А в точку Б. Итальянский дипломат, писатель и поэт Бальдассаре Кастильоне (1478-1529), повествуя о придворной жизни герцогства Урбино в начале XVI века в форме занимательных бесед, снабжает свой рассказ рассуждениями о морали, предназначении, стиле поведения дворянина, приближенного к государю. И кажется, за пять веков его наставления нисколько не устарели. Создавая "Придворного" почти одновременно со знаменитым трактатом Макиавелли "Государь", автор размышляет над тем же вопросом, который и сегодня остро актуален: что такое реальная политика и человек, ее вершащий?
Интересно и то, что до сих пор полного перевода этой книги на русский язык не было. Предполагаю, что книга будет полезна не только почитателям истории и дипломатии, но и всем, кто еще пытается разобраться, почему государство Российское устроено так, а не иначе.