Главная Культура 00:18 25 Апреля 2025 14948
Александра Петрова разжаловали в почтальоны

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот фильм, приуроченный к 80-летию великой Победы, выходит на экраны страны внушительным тиражом под 900 копий.

Май 1942-го, провинциальный русский городок, уютно расположившийся среди волнистых холмов, цветущих садов, живописных рек и озер. Уже почти год идет война, но ее эхо долетает сюда пока только сводками Совинформбюро да письмами с фронта, среди которых то и дело попадаются похоронки. Местный почтальон, которого в городке все по-свойски называют почтарем, носит сумку с письмами уже не первый десяток лет. Он парень со странностями, жители города считают его блаженным, но свою нехитрую работу он доселе исполнял исправно.

А тут вдруг выясняется, что стали теряться письма с фронта и даже депеши из военного ведомства. Офицер НКВД, расследующий дело (Влад Абашин), опрашивает жителей города, работников почты во главе с интеллигентным начальником из «бывших» (Юрий Беляев). И вскоре выясняет, что виновен в происходящем как раз почтарь. Из благих, как ему кажется, побуждений тот стал прятать похоронки и подменять их собственноручно написанными письмами от лица погибших, но якобы живых фронтовиков. Мол, не волнуйтесь, я жив-здоров, ранен в правую руку, пишу левой, вот приеду, всех обниму, а озорующему сыну-хулигану надеру уши.

Эту историю сценарист и режиссер Андрей Разенков («Дело для настоящих мужчин», «Северное сияние») придумал давно, но приступить к постановке фильма никак не удавалось. А тут все сошлось. И грядущий юбилей Победы, и грант от Минкультуры, и заинтересованность целого десятка именитых продюсеров. И разрешение снимать кино в живописнейших уголках страны, включая Музей-усадьбу физиолога Ивана Павлова, исторические памятники старинного города Касимова и даже Музей-заповедник Сергея Есенина в селе Константиново, куда киношников пустили впервые.

Увы, съемки в туристических местах не пошли, по моему скромному разумению, фильму на пользу. Пейзажными красотами и иными визуальными излишествами «Почтарь» местами стал напоминать красочную глянцевую открытку. Скажем, убранство квартиры скромной учительницы литературы (Полина Агуреева) смахивает на зал музея, а ее яркие свитера и платья выглядят как наряды первостатейных московских красавиц. Да и у других жителей городка в избах стерильная чистота, а посуда блестит на полках, словно в антикварной лавке. Все это резко контрастирует с суровой реальностью войны, которая гремит уже совсем рядом…

Андрей Разенков может, конечно, возразить, что, дескать, он снимал кино не о войне как таковой, а притчу о жизни и смерти, о правде и лжи. Примерно в таком духе он и выступал на пресс-конференции после показа фильма в рамках ММКФ. Но «Почтарь» снят не в условной, а в традиционной реалистической манере, и лубочные картинки военного быта царапают взгляд каждому, кто видел хоть пару-тройку советских фильмов на эту тему. Достаточно вспомнить «Проверку на дорогах» или «Двадцать дней без войны» Алексея Германа, чтобы почувствовать в «Почтаре» фальшь. Да и на нынешнем ММКФ был суровый черно-белый казахстанский фильм «Эвакуация» о жизни тыла, на фоне которого цветастое изображение в «Почтаре» выглядит кричащим диссонансом.

Отчасти спасает фильм Александр Петров, сыгравший заглавную роль. Еще пять лет назад он, наряду с Данилой Козловским и Константином Хабенским, был одним из самых популярных актеров страны. Потом по неизвестным причинам не вышел в прокат фильм «Декабрь» про смерть Сергея Есенина с Петровым в главной роли, и актер на некоторое время исчез с радаров. Некоторые решили, что его время кончилось. Мол, пришли другие времена, взошли иные имена. Но неделю назад на экраны страны огромным тиражом вышел фантастический боевик «Кракен», в котором Петров предстал в образе волевого капитана атомной подлодки, спасающего боевых товарищей, а заодно и человечество от гигантского спрута, живущего в морских глубинах. А теперь Петров, демонстрируя высший пилотаж актерского перевоплощения, предстает уже в облике мягкого, незлобивого увальня-очкарика, наделенного скудным умом, но добрым сердцем и сострадательной душой.

За Петровым интересно наблюдать каждую экранную минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кто он: добрый ангел-утешитель или злой демон, сеющий в сердцах вдов ложные надежды? Злоумышленник, заслуживающий в военное время справедливой кары или святой, помогающий людям избыть отчаяние? Незаметный герой войны или еще одна ее невинная жертва? Постановка этой моральной дилеммы – самое интересное в фильме. Но режиссер быстро проговаривает ее в середине фильма, превращая вторую половину картины в военный экшн с бомбежкой городского вокзала, попыткой бегства почтаря на фронт и последующим наворотом странных событий, ломающих камерную атмосферу и жанровую структуру фильма.

В итоге интересная сюжетная завязка обернулась невнятным продолжением. Из «Почтаря» по большому счету не получилось ни тонкой психологической драмы, ни напряженного детектива, ни мудрой притчи, ни увлекательного военного боевика. Жаль.

Голос

Александр Петров, актер

После съемок и премьер больших фильмов, блокбастеров я зашел на съемочную площадку камерного фильма, где впервые прочувствовал очень важную и простую вещь: я никому ничего не доказываю, даже себе, ничего не ожидаю от фильма, не ожидаю реакций на него. Просто растворяюсь в классно написанном сценарии, который по воле судьбы ждал меня много лет, в очень простой и очень сложной истории, в роли, подобной которой никогда не играл. Чистое творчество.

О нобелевском лауреате мы попросили рассказать поэта и публициста Юрия Кублановского, хорошо знавшего Иосифа Александровича

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
У Бродского не было четкого «общественно-политического лица» - скорее мировоззренческое. Фото: Photoagency Interpress, globallookpress.com

В эти дни могло бы исполниться 85 лет Иосифу Бродскому, великому поэту, лауреату Нобелевской премии. Он мог бы еще жить, писать стихи. Но Бродского не стало в 55 лет — больное сердце не выдержало...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

В городе на Неве тлеет скандал вокруг реконструкции Ботанического сада Санкт-Петербургского университета

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В начале реконструкции планировали восстановить исторический вид верхнего объема астрономической башни, почистить пейзажный пруд и укрепить берег. Но потом планы разрослись. Фото автора

Реконструкция идет примерно с 2018 года, сейчас она набрала ход, началась пересадка тысяч растений. Работники сада встрепенулись: зачем это делать? В саду ведутся посадки, пополняется коллекция растений, и теперь вдруг все...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 6208
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Частный Музей бомжей открылся в Северной столице

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Самих бездомных в музей, если что, пустят. Но ненадолго. И не бесплатно. Фото: Андрей Пронин/Zumapress.com, globallookpress.com

У петербургских бездомных появился свой музей. «В этом пространстве можно найти все, что горожане должны знать об истории российского бродяжничества с древних времен и до конца ХХ века», —...

Культура 00:15 / 07 Мая 2025 4813
Фудкорт с конями

Петербургской архитектурной жемчужине XVIII века предстоит стать заурядным общепитом или культурным пространством? Вопрос открытый

Ирина Смирнова
Труд
Фото из открытых источников

Не менее 30 лет прозябает в центре Санкт-Петербурга Конюшенное ведомство без должного присмотра и использования. После того как находившийся с послевоенного времени гараж МВД выехал оттуда, судьба памятника (к 2001...

В Театре имени Ермоловой представили коллективный портрет страны на примере рядовой российской семьи

Анна Чепурнова
Труд
Барсик недоумевает, зачем хозяйке спорт (Михаил Попов, Наталья Сычева). Фото Жени Сириной предоставлено Театром им. Ермоловой

На большой сцене Театре имени Ермоловой – необычная премьера: в основу спектакля легли данные из российской статистики. По словам молодого режиссера Дмитрия Мулькова, создатели постановки попытались представить коллективный портрет на...

В Большом театре прошла премьера танцевальной драмы «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу», которую привезли из Китая

Марина Суранова
В центре сюжета – легенда, герой Китая Ип Ман, который был учителем знаменитого Брюса Ли

В Большом театре прошла премьера танцевальной драмы «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу». Зрители постановку в столице приняли на бис, она понравилась и детям, и депутатам Госдумы. Спектакль привезли...

Едва народ успел перевести дух после «Онегина» в версии Сарика Андреасяна, как он уже заявил о намерении экранизировать «Войну и мир»

Труд
Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Режиссер и продюсер Сарик Андреасян не перестает удивлять широтой своих интересов. Едва народ успел перевести дух после «Онегина», как он уже заявил о намерении экранизировать «Войну и мир». Уже...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Michael Hall, globallookpress.com

Если сказать писателю, что он написал роман на злобу дня, тот обидится. Это ведь газетчикам положено по-быстрому откликаться на события и вопросы дня сегодняшнего, «инженеры человеческих душ» копают глубже и обстоятельнее....

Что не так в очередной комедии, навевающей тоску и недоумение?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Химии на экране между героями не возникает. Но энд, разумеется, хеппи. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экраны выходят фильмы из конкурса «Русские премьеры» недавно завершившегося Московского международного кинофестиваля. Вслед за мелодрамой «Мужу привет» Антона Маслова и фэнтези «Легенды наших...

Две леди и джентльмен, постоянно присутствующие на экранах Туманного Альбиона, вызвали гнев зрителей

Труд
Сюзанна Рид и Эд Боллз люто поругались в прямом эфире ток-шоу «Доброе утро, Великобритания»

Так, телеведущие Сюзанна Рид и Эд Боллз вступили в яростную перепалку в прямом эфире ток-шоу «Доброе утро, Великобритания» на ITV. Предметом спора стала проблема сбора мусора. А она — жгучая,...

Организация «Офицеры России» ополчилась на сериал «Штрафбат»

Сергей Беднов
Труд
Сериал вышел 20 лет назад и тут же был в пух и прах раскритикован уважаемыми людьми. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Организация «Офицеры России» обратилась к Константину Эрнсту с требованием исключить «Штрафбат» из программы телеканала «Победа». Поводом стали письма ветеранов, возмущенных искажением исторических...

Прошел слух, что студия «Анимаккорд», где создается знаменитый мультфильм о девочке в косынке и ее косолапом покровителе, якобы закрывается

Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

Начало мая ознаменовалось обсуждением скандальной новости: московский офис студии «Анимаккорд», где создается знаменитый мультфильм о девочке в косынке и ее косолапом покровителе, якобы закрывается. Уже началось...

Худрук «Ленкома» Владимир Панков поставил «Курьера». И постановка не проигрывает культовому фильму

Анна Чепурнова
Труд
Актер Александр Фокин совсем не прхож на Федора Дунаевского, игравшего заглавную роль в фильме. Фото Е. Морозовой предоставлено Центром драматургии и режиссуры.

Владимир Панков, не так давно ставший худруком «Ленкома», выпустил в Центре драматургии и режиссуры премьеру «Курьер» по одноименной повести Карена Шахназарова. Режиссеру удалось невозможное: постановка...