
В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау», доказывая, что искусство и наука не такие уж разновеликие величины.
Главного режиссера театра Анатолия Шульева такое противопоставление, похоже, не смутило, а подстегнуло, заставив задуматься о природе таланта великого ученого, положившего рано оборвавшуюся жизнь на алтарь науки. Приступая к репетициям, режиссер понимал, что сыграть гения от сухой и точной науки исполнителю главной роли Павлу Попову невозможно. В первую очередь надо сосредоточиться на его характере, превратить сухие факты биографии в зрелище, напоминающее одиссею по созданию квантовой теории в окружении таких же, как он, сумасшедших сподвижников. Кроме того, в спектакле заложена та самая универсальная формула счастья, выведенная Ландау, включающая работу, любовь и общение.
Он еще в юности поклялся не курить, не пить и не влюбляться. А вот с последним обещанием самому себе вышла неувязочка. Любовь все-таки нечаянно нагрянула — точно, как в песне. Это случилось во время первой встречи с красавицей Корой (актриса Яна Соболевская), соединив их судьбы на долгие годы до рокового случая во время автокатастрофы, после которой Лев Давыдович на два месяца впал в кому, находясь между жизнью и смертью, продолжая бороться и собирая свое сознание по крупицам.
Вот и спектакль строится как лента событий из прошлого, возникающая в слабеющей памяти Ландау в клубах дыма. Это напоминает стертую кинопленку с неясными очертаниями. Байопик о гениальном физике в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни непобедимого Ландау.
Он был целеустремленным с юности и даже с детства, когда родители настаивали на занятиях музыкой, а он игнорировал советы, забивался в угол и бесконечно чертил на доске треугольники, квадраты, находя в этом особую гармонию и красоту. В 1924-м между математикой и химией он выбирает... физику и поступает в Ленинградский университет. А в 19 под руководством Иоффе закладывает основы теории квантовой механики. Молодому человеку бесконечно повезло в командировке в Копенгаген встретиться с Альбертом Эйнштейном, Максом Борном, Петром Капицей. Вернувшись в 1932 году в Россию, он отправляется в Харьков. Здесь в 1937-м в научных кругах начинается чистка врагов народа. Арестовывают и расстреливают его коллег. Через год сам Ландау попадает под следствие, садится в тюрьму. Только благодаря ходатайству Нильса Бора и поручительству Капицы, написавшего в защиту друга письмо Сталину, Лев был освобожден...
Вся эта история, представленная на сцене, оказывается, очень драматична и интересна. Фигуры крупных ученых, таких как нобелевский лауреат Нильс Бор в исполнении Олега Макарова, являются зрителям гигантами ума и совести. Эти люди, разработавшие знаменитый курс теоретической физики, по которому и сегодня продолжают учиться студенты физмата, сыграны так убедительно и точно, что сразу веришь в высказывание самого героя спектакля: «Первый глоток из сосуда естественных наук делает нас атеистами, но на дне сосуда нас ожидает Бог!» Так оно, видимо, и есть.