Главная Культура 00:17 25 Апреля 2025 6072
Как надо петь, чтобы тебя услышали в мире?

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала, а послезавтра — в Новосибирском театре (Сибирь давно стала ее домом). Трудно ли жить с расписанными на пять лет вперед днями, как сейчас встречает русскую артистку европейская публика и что оперным вокалистам категорически запрещено? Обо всем этом Василиса рассказала без утайки.

— Василиса, за вами действительно не угнаться. Давайте по порядку: где были, над чем вы работали в последнее время?

— Не так давно завершился Сибирский оперный фестиваль Василисы Бержанской в Новосибирске, где я живу. Для меня это было очень важное и масштабное мероприятие — мой первый фестиваль! Город у нас культурный, публика образованная, приученная к театрам, но оперного фестиваля тут не было. Мне очень повезло, что мою идею поддержал лично губернатор Новосибирской области А.А. Травников. К счастью, все у нас получилось, и уже началась подготовка к следующему. А параллельно я ездила в Вену, где у меня были спектакли, и в Ла Скала. Сейчас я в Петербурге, у меня сегодня сольный концерт в Филармонии имени Шостаковича. А в Москве в зале Чайковского скоро прозвучит опера «Кармен», в которой у меня титульная роль.

Особо остановлюсь на проекте «Барокко 2.0», который был рожден на Сибирском оперном фестивале. А уже 1 мая мы представим его публике. Я много пою барокко, но мне всегда хотелось этот жанр приблизить к широкой аудитории у нас в России. И я придумала, что его можно совместить с... советской песней. Только представьте: Вивальди переплетается с Пахмутовой, Гендель — с Рыбниковым, а Глюк — с Зацепиным. Естественно, все это происходит благодаря мастерски написанным аранжировкам для барочного оркестра.

— Надеетесь таким образом приобщить к высокому искусству даже тех, кто от него далек?

— А почему бы и нет? Вполне выполнимая задача, если и музыка, и песни хорошие, понятные и близкие людям. И уже есть первые результаты! Сколько отзывов я получаю от людей, которые пришли послушать любимые песни, а следующий свой поход на концерт планируют уже на Вивальди, Генделя или Рамо. На протяжении всего концерта я делаю небольшое предисловие к каждому произведению, чтобы люди, которые далеки от музыки эпохи барокко, узнавали здесь и сейчас немного больше.

— Вы всегда хотели стать оперной певицей или вам случай помог?

— Петь мне хотелось всегда, но глобальных планов о большой сцене я не строила. Скорее просто мечтала и работала. Знаете, как это происходит: выступаешь, занимаешь места на конкурсах, куда-то отправляешься на прослушивание: И вдруг сцена, опера, и кажется, будто сама музыка тебя подхватывает и несет.

Не существует точного рецепта, как стать звездой. Мне кажется, для начала надо очень любить то, что делаешь, без чего не можешь жить. Ну и трудиться, конечно. Ведь голосовой аппарат — это те же самые мышцы, которые надо поддерживать в форме. К счастью, здоровье мне позволяет заниматься долго и целеустремленно. Часто получается так: ты утром вышла из дома, а ночью пришла — и все это время пела, репетировала, писала, читала, составляла программы:

— Что надо делать оперным артистам, я в общих чертах поняла. А чего им нельзя категорически? Есть мороженое, пить холодное вино?

— Вы знаете, тут все индивидуально. Даже у людей, которые не поют, после мороженого может заболеть горло. Да и алкоголь для артиста — не самый лучший друг. Убеждена, что для нас, вокалистов, очень важны хороший сон и постоянный тренинг. Хорошо спать, уметь восстанавливаться после перегрузок — это часть профессионального подхода к профессии. А вообще вся наша жизнь — это некие ограничения, но всего должно быть в меру: и удовольствий, и запретов.

— Вы принимали участие в большом количестве российских и международных оперных конкурсов. Какой из них вам дал путевку в жизнь?

— На самом деле это был достаточно короткий период жизни, когда я участвовала в конкурсах. Рано начала — и рано закончила, когда у меня на годы вперед появились ангажементы. Думаю, конкурсы нужны как раз для того, чтобы заявить о себе, получить первые контракты. Хотя это еще и отличный стимул, особенно для молодых.

Не могу не отметить конкурс Елены Образцовой, который мне дал в первую очередь само знакомство с Еленой Васильевной. Она стала моим наставником. Сейчас я уже знакома со многими великими артистами, но тогда была всего лишь студенткой — и вдруг искреннее внимание от великой певицы! Благодаря тому конкурсу меня заметило руководство канала «Культура» и пригласило на конкурс «Большая опера». Там мне посчастливилось провести несколько месяцев в эфирах с Еленой Васильевной, которая сидела в жюри. И, конечно, все советы Образцовой, ее наставления мною запечатлены и сохранены. А «Большая опера» определенно мне дала путевку в творческую жизнь.

— Вы немало колесите по миру. Скажите, насколько в последние годы изменилось отношение зарубежной публики к русским артистам?

— Совершенно не изменилось! Музыка — это такой прекрасный вид искусства, который способен людей объединять. Российская и европейская публика, по сути, ничем не отличаются. Все зависит лишь от того, что происходит на сцене. Чем прекрасен наш жанр? Тем, что он понятен в любой точке мира на любом языке. Я могу, например, где-нибудь в России спеть по-итальянски или по-французски — и, смею вас уверить, люди меня поймут! Точно так же и в Европе: русские оперы вызывают отклик и восторг публики. Тут работает одна мера ценностей: талант и та энергия, с какой он представлен слушателям.

— Вам приходилось петь в самых знаменитых оперных театрах. Какие постановки запомнились особенно?

— Для каждого артиста в карьере всегда памятны дебюты. Такими для меня стали выступления в Венской опере и в Ла Скала. А вскоре мне предстоит петь в Париже. Это такие вершины, на которые все стремятся попасть. Мне на самом деле повезло, я пришла в эти театры с хорошими ролями и уже достаточным опытом. В Ла Скала дебютировала в «Силе судьбы», в Вене — в «Севильском цирюльнике». В американской Метрополитен-опере тоже был прекрасный значимый дебют, в лондонском Ковент-Гардене — «Кармен». Мало попасть в театр мирового уровня — нужно еще выступить так, чтобы потом туда возвращаться. Это значит, тебя оценили и признали. Сейчас у меня уже появляются контракты на 2029-2030 годы.

— Как можно планировать жизнь на пять лет вперед? Ведь может всякое случиться — например, дети рождаются...

— Ну, дети — причина уважительная и первостепенная, тут всегда можно договориться с театром. Важно, чтобы все было в балансе, в гармонии. Я не живу по принципу: или семья, или карьера. Поверьте, все возможно делать одновременно.

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

О нобелевском лауреате мы попросили рассказать поэта и публициста Юрия Кублановского, хорошо знавшего Иосифа Александровича

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
У Бродского не было четкого «общественно-политического лица» - скорее мировоззренческое. Фото: Photoagency Interpress, globallookpress.com

В эти дни могло бы исполниться 85 лет Иосифу Бродскому, великому поэту, лауреату Нобелевской премии. Он мог бы еще жить, писать стихи. Но Бродского не стало в 55 лет — больное сердце не выдержало...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 6041
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

В городе на Неве тлеет скандал вокруг реконструкции Ботанического сада Санкт-Петербургского университета

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В начале реконструкции планировали восстановить исторический вид верхнего объема астрономической башни, почистить пейзажный пруд и укрепить берег. Но потом планы разрослись. Фото автора

Реконструкция идет примерно с 2018 года, сейчас она набрала ход, началась пересадка тысяч растений. Работники сада встрепенулись: зачем это делать? В саду ведутся посадки, пополняется коллекция растений, и теперь вдруг все...

Частный Музей бомжей открылся в Северной столице

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Самих бездомных в музей, если что, пустят. Но ненадолго. И не бесплатно. Фото: Андрей Пронин/Zumapress.com, globallookpress.com

У петербургских бездомных появился свой музей. «В этом пространстве можно найти все, что горожане должны знать об истории российского бродяжничества с древних времен и до конца ХХ века», —...

Культура 00:15 / 07 Мая 2025 4537
Фудкорт с конями

Петербургской архитектурной жемчужине XVIII века предстоит стать заурядным общепитом или культурным пространством? Вопрос открытый

Ирина Смирнова
Труд
Фото из открытых источников

Не менее 30 лет прозябает в центре Санкт-Петербурга Конюшенное ведомство без должного присмотра и использования. После того как находившийся с послевоенного времени гараж МВД выехал оттуда, судьба памятника (к 2001...

В Театре имени Ермоловой представили коллективный портрет страны на примере рядовой российской семьи

Анна Чепурнова
Труд
Барсик недоумевает, зачем хозяйке спорт (Михаил Попов, Наталья Сычева). Фото Жени Сириной предоставлено Театром им. Ермоловой

На большой сцене Театре имени Ермоловой – необычная премьера: в основу спектакля легли данные из российской статистики. По словам молодого режиссера Дмитрия Мулькова, создатели постановки попытались представить коллективный портрет на...

В Большом театре прошла премьера танцевальной драмы «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу», которую привезли из Китая

Марина Суранова
В центре сюжета – легенда, герой Китая Ип Ман, который был учителем знаменитого Брюса Ли

В Большом театре прошла премьера танцевальной драмы «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу». Зрители постановку в столице приняли на бис, она понравилась и детям, и депутатам Госдумы. Спектакль привезли...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Erik Reis - IKOstudio, globallookpress.com

Чудеса на свете случаются — и гораздо чаще, чем мы об этом думаем. Даже в рядовой, вполне заурядной жизни может вдруг произойти нечто необъяснимое, из ряда вон выходящее, разом меняющее привычное течение...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Michael Hall, globallookpress.com

Если сказать писателю, что он написал роман на злобу дня, тот обидится. Это ведь газетчикам положено по-быстрому откликаться на события и вопросы дня сегодняшнего, «инженеры человеческих душ» копают глубже и обстоятельнее....