У российского среднего профессионального образования появился свой праздник, но исчезла половина специальностей, а сроки обучения грозят снизить в разы. Чего еще ждать от системы подготовки квалифицированного рабочего класса?
Тут самое время напомнить, что из нашего профтехобразования вышли создатель атомной бомбы Игорь Курчатов и оружейник Михаил Калашников, главные конструкторы Андрей Туполев и Сергей Королев, космонавты Юрий Гагарин и Павел Попович, министр Екатерина Фурцева и премьер Виктор Черномырдин. 2 октября 1940 года в СССР был принят указ «О государственных трудовых резервах» с ежегодным призывом до 1 млн юношей для обучения в ремесленных и железнодорожных училищах и школах фабрично-заводского обучения. Теперь эта дата станет государственным праздником бывших и нынешних «фабзайцев», обучающихся в 3,6 тысячи учебных заведений страны.
Но самой системе профтехобразования обещана реконструкция, ибо не справляется она с возложенными задачами. Во-первых, не готовит «всесторонне развитых личностей» — уровень общеобразовательной подготовки в ПТУ существенно ниже, чем в школах. Во-вторых, из-за низкого качества знаний и умений востребованность выпускников на производстве не превышает 60-65%. И это при дефиците «синих воротничков» в отечественной экономике в 2-2,5 млн человек. Только за последние три года в стране открылись 860 новых производств, которым нужны рабочие руки.
Теперь власть намерена заменить систему профтехобразования новой программой подготовки кадров, получившей название «Профессионалитет».
Предполагается, что из лексикона исчезнет унизительный термин «пэтэушник» — все ПТУ переименуют в колледжи, лицеи и техникумы (общее название — средние специальные учебные заведения (ссузы). Сроки обучения с 2024 года сократятся вдвое, до двух лет, в 70% заведений. А специальности станут «широкопрофильными» — с объединением смежных умений и компетенций.
А начать предлагается с пилотного режима. «С 1 сентября в рамках «Профессионалитета» стартуют 150 тысяч молодых людей, а к 2024 году это должно быть уже 600 тысяч. И если пилотный проект будет успешным, он будет распространен на всю систему профессионально-технического образования», — заявила вице-премьер Татьяна Голикова.
Но есть и другая точка зрения, согласно которой программа «Профессионалитет» сулит России разрушение системы профтехобразования. Она скопирована с методических пособий Всемирного банка и системы образования WorldSkills (которая объявила России санкции), эти программы изначально разрабатывались для стран третьего мира, не имеющих ни науки, ни промышленности. Теперь по этим канонам будут учиться российские студенты, и про высококвалифицированные рабочие кадры придется забыть.
Так что давайте разбираться и сравнивать. О сроках обучения. «Чтобы научить работе горничной, не нужны четыре года: научить улыбаться можно за два месяца, — заметила на слушаниях в Совете Федерации Валентина Матвиенко. — У нас нехватка трудовых ресурсов! Нужны короткие программы, надо открывать больше краткосрочных курсов по подготовке кадров».
Спикера поддерживает первый замминистра просвещения Дмитрий Глушко: «Несколько лет назад у нас программа обучения парикмахеров по заочной форме занимала без малого шесть лет. Зачем так долго учиться на парикмахера? И по другим специальностям студенты и работодатели задают вопросы. Жизнь ускоряется».
Американский взгляд на образование прост: его получают по необходимости. Если на юриста надо учиться минимум шесть лет, то бухгалтеру, менеджеру, дизайнеру, косметологу, сантехнику или повару степень магистра не обязательна. Колледжи, дающие техническое или гуманитарное профессиональное образование, рассчитаны на тех, кто точно знает, кем быть, и кому не терпится приступить к работе. Программы обучения рассчитаны от нескольких месяцев до двух лет — с получением сертификата слесаря, водителя-дальнобойщика или сантехника. Двухгодичные программы с получением диплома младшего специалиста дают также возможность поступить сразу на третий курс университета или пойти работать на среднюю руководящую должность.
Во Франции с 16 лет молодежь, завершившая обучение в средней школе, может поступить в «Центр подготовки подмастерий» на двухгодичный курс профессиональной подготовки, где можно с нуля освоить любую рабочую профессию. В Чехии средняя профессио-нальная школа обучает два года по сокращенной программе или 4-5 лет в рамках полной программы — с последующим экзаменом и правом поступления в вузы. В результате лишь 17,6% чехов имеют высшее образование. Зато, например, в машиностроении работают люди, окончившие среднеспециальную школу.
В австрийском техническом колледже на первом занятии будущим сантехникам сообщают, что первые упоминания о слесарном деле приходятся на 1463 год. А здесь они получат профессию, не подлежащую автоматизации и роботизации. Помимо знания принципов действия, назначения и особенностей трубопроводных систем исполнитель должен разбираться в видах санитарно-технических материалов, способах измерения и крепления труб, фитингов и арматуры, уметь сверлить и пробивать отверстия, владеть ручным и механизированным инструментом...
В Литве студенты строительного колледжа осваивают строительные технологии каменных, штукатурных и облицовочно-плиточных работ, принципы организации и методы возведения различных конструкций, внешнюю и наружную отделки, получают навыки организации строительного производства... А не просто кирпичи класть.
В Германии мастер-ремесленник должен иметь квалификационное удостоверение, подтверждающее, что его обладатель может самостоятельно и профессионально выполнять работы и надлежащим образом обучать учеников. А также обладает производственно-хозяйственными, коммерческими и правовыми знаниями.
В России пока не до жиру, тут намерены объединять имеющиеся курсы обучения. Как говорит замминистра Глушко, профессии «мастер общестроительных работ», «арматурщик» и «слесарь по строительно-монтажным работам» укрупнятся в одну — с широким набором квалификаций. «Мастер по пошиву швейных изделий» станет закройщиком, портным, модисткой, швеей. Но без обучения основам предпринимательства, даже факультативно. Аналогичная ситуация с токарями, фрезеровщиками и другими станочниками...
Кто главнее: преподаватель или мастер? 30 млрд рублей обещает выделить государство на переход российского профтехобразования к «Профессионалитету». На эти деньги, говорит вице-премьер Голикова, в ближайшие два года надо в том числе подготовить по новой программе 27 тысяч «пилотных» мастеров производственного обучения, преподавателей и организаторов процесса обучения. Но вспомним, что число студентов-трудовиков в России уже превысило 3 млн, а на каждого мастера-наставника должно приходиться не более 20-25 учеников. Откуда возьмем 130 тысяч высококвалифицированных специалистов с педагогическими способностями для обучения «фабзайчат»?
Минпрос с гордостью рапортует, что в колледжах открываются мастерские по стандартам WorldSkills, оснащенные современным оборудованием: в 2020 году их было 1400, а к 2024 году будет 5000. Сколько же денег потребуется на их оснащение и откуда возьмем то, чего и в действующем производстве катастрофически не хватает?
В Германии этой проблемы нет, а есть система «дуального обучения» будущих рабочих. Там теоретические знания студент получает в образовательном учреждении, а практические навыки — на ближайшем предприятии. Причем лишь 20-25% времени отводится на теорию, 75-80% — на практику. В ролях мастеров-наставников там выступают опытные производственники, бригадиры, мастера, получающие специальную доплату. Большинство студентов-практикантов становятся кадровыми работниками «учебного» предприятия.
До нынешней весны это начиналось и в России — в Калужском колледже информационных технологий, а почти через дорогу — в компании «Фольксваген Груп Рус». Студенты-мехатроники и автомехатроники по обоим адресам получали знания и компетенции по сварке, гидравлике, пневматике, электротехнике, электронике, программированию, диагностике. По их примеру другие немецкие компании начали сотрудничество еще с 14 колледжами в восьми российских регионах, обучив почти 300 студентов по девяти специальностям. Но теперь увы... А система-то отличная! Жаль, уже снова не наша.
И опять о деньгах
Год назад Министерство просвещения сообщило размеры средних зарплат выпускников колледжей и техникумов в 2020 году, в первый год после учебы. Цифра стыдная: 24,5 тысячи рублей, хотя на 7% больше, чем годом раньше (при инфляции 8,6%). Больше заработали юные северяне — в Чукотском округе вышло 54,2 тысячи, в Магаданской области и Ямало-Ненецком округе — 51,5 тысячи рублей. В Москве этот показатель составил 34,7 тысячи, в Санкт-Петербурге — 31,3 тысячи рублей. То есть дипломированным специалистам платили вдвое-втрое меньше средних заработков по территории. А в прошлом году, по данным Росстата, средняя начисленная зарплата школьников, не имеющих законченного основного общего образования (9 классов), оказалась выше, чем у выпускников колледжей, — 47 967 против 45 110 рублей. Так зачем же реформировать систему профтехобразования, если она не дает обладателю диплома конечного результата — приличного заработка и перспективы?