В преддверии долгожданной летней жары эксперты «Роскачества» покусились на святое. Целое поколение в нашей стране выросло под лозунгом «Россия – страна победившей кока-колы»! И когда в марте прошлого года американский владелец бренда объявил об уходе бизнеса из РФ, многие приверженцы брутальной газировки с частично секретной рецептурой искренне не понимали, как им дальше жить.
Пресловутая «невидимая рука рынка» исправила ситуацию: за 2022 год на российском рынке появилось свыше двух сотен новых брендов со словом «кола». В производителях – Россия, страны ЕАЭС, Узбекистан, Иран…
Вот только потребитель попался привередливый, ворчит: не та, мол, кола, и вкус не тот. Пролить свет на этот напиток решили специалисты Российской системы качества, подробно исследовав образцы колы 17 российских и 3 импортных брендов (из Белоруссии, Казахстана и Узбекистана). Попутно 572 москвича не старше 55 лет, обычно употребляющие газированные напитки хотя бы ежемесячно, самоотверженно поучаствовали в слепой дегустации тех же самых товаров.
Кстати, о «том самом» вкусе колы: напитка, который в мае 1896 года изобрел и запатентовал доктор Джон Стит Пембертон, не существует уже очень давно. «От него унаследована только газированная вода. Ни экстракта коки, ни африканских орехов кола даже в американском напитке нет, - уверена первый зампред думского Комитета по вопросам семьи, женщин и детей Татьяна Буцкая. – По сути можно говорить о собирательном нарицательном наименовании группы напитков».
Зато унитазы чистить можно
По показателям безопасности для здоровья, в том числе по содержанию токсичных веществ и посторонних примесей, нарушений не было выявлено. Ровно половина протестированных продуктов вписалась во все без исключения требования стандартов, а семерка удостоилась от экспертов высшего балла.
Даже беглого взгляда на список лидеров достаточно, чтобы убедиться: не все «золото», что дорого-богато. В пересчете на литр напитка кола «FunUp» от ООО «Водоцикл» обошлась при закупке в 29,5 руб (и, кстати, собрала 77/% положительных оценок в слепой дегустации). А изготовленная ООО «Мултон Партнерс» RichCola– почти в семь с половиной раз дороже (причем посчитали, что ее вкус соответствует традиционному, всего 56% дегустаторов). К слову, победитель слепой дегустации, напиток «ColaBochkari» от Бочкаревского пивоваренного завода, мимо первой строчки в рейтинге экспертов успешно проехал. Подвела ортофосфорная кислота. Да, та самая знакомая всем по школьному курсу неорганической химии Н3РО4. Производители часто добавляют ее для регулирования кислотности, однако тут ее оказалось выше положенного.
Вот мы и перешли к показателям качества. В той или иной степени им не удовлетворяет половина протестированных образцов. Каждый второй из них - слишком кислый именно по содержанию Н3РО4. Тут, правда, надо сделать две принципиальные оговорки. Во-первых, традиционная кола одной из ноток своего фирменного вкуса обязана как раз ортофосфорной кислоте (хотя последнее время сторонники инноваций отдают предпочтение лимонной). Во-вторых, отслеживается она в напитке по концентрации чистого фосфора, а этот весьма распространенный элемент может растворяться в жидкости и из других составляющих. Но вот, к примеру, в Белоруссии производитель «Кока-Кола Бевриджиз» не указал на этикетке своей «Coca-ColaClassic» пищевых добавок, из которых фосфор мог бы прийти даже теоретически, а тем не менее его оказалось слишком много. Скорее всего, переборщили именно с кислотой – а ведь она сильная настолько, что используется… для вытравливания надписей на металлических поверхностях.
«То, что колой можно чистить унитазы, не легенда: производитель оригинального напитка напрямую написал об этом на своем официальном сайте, - уточняет доктор медицинских наук диетолог Марият Мухина. – Против соляной кислоты в составе желудочного сока ортофосфорной не выстоять, но у гастроэнтерологов появились особые клиенты – «кока-кольщики», которые после злоупотреблений газированными напитками и сухими винами вынуждены лечить язву желудка».
Масса проблем за ноль калорий
С первого июля в России будет три группы подакцизных товаров: к алкоголю и сигаретам добавятся безалкогольные напитки с более чем пятипроцентным содержанием сахара. Колы как раз попадают под новый акциз, величина которого составит семь рублей за литр. Вроде немного, но, по мнению президента Ассоциации рестораторов и отельеров России Игоря Бухарова, совершенно точно новшество подтолкнет производителей к сахарозаменителым: они и дешевле, и акциз при их использовании уплачивать не надо.
На первый взгляд, отказ от сахара в пользу его заменителей для коллективного здоровья – благо, поскольку снижаются риски ожирения и диабета. Но закавыка в том, что такие считающиеся эффективными современные сахарозаменители, как аспартам (Е951) или сукралоза (Е955), используются в пищевой промышленности сравнительно недавно – это значит, что потенциальный вред от их длительного применения до конца не изучен. Тесты Роскачества позволяют с уверенностью констатировать соответствие нормативам концентраций искусственных подсластителей в пяти случаях из двадцати, а в остальных – извольте гадать на кока-кольной гуще. «Мы выявили сукралозу в большинстве протестированных напитков, но сколько ее там содержится, сказать не можем, - разводит руками замруководителя Роскачества Елена Саратцева. – Меж тем на одну только аттестацию лаборатории по новому алгоритму определения содержания веществ обычно уходит три месяца. То есть сейчас перед лицом все увеличивающегося использования подсластителей отечественная лабораторная база уже отстает на квартал».
А теперь - к результатам исследований. По результатам слепой дегустации выяснилось, что в аутсайдеры попал напиток под торговой маркой «Каждый день» от НПО «Славичъ» - он собрал всего 41% положительных «вердиктов». По качественным показателям старая добрая Pepsi (правда, с узбекским акцентом) оказалась в рейтинге предпоследней из-за превышения суммарной концентрации дрожжей и плесневых грибов. Но «Вкус-Коле» из интернет-магазина «ВкусВилл» удалось перещеголять и ее. Здесь вдобавок оказалась превышена допустимая концентрация мезофильных аэробных микроорганизмов (проще – бактерий, которым нужен кислород). В комплекте с кислой средой от не заявленной на этикетке, но обнаруженной в пробе Н3РО4 – двойной удар по кишечнику! Повезет, если успеете добежать до туалета. Но не забудьте оставить в бутылке на донышке – чтобы было чем потом почистить унитаз.
Полная версия рейтинга – на сайте Роскачества.
Официально
Для «ВкусВилла», как следует из полученного редакцией ответа на адресованные компании вопросы, результат исследования стал неожиданностью.
«Мы внимательно изучили те данные, которые представлены в заключении к исследованию Роскачества, и чтобы на 100% разобраться в ситуации, отправили напиток «Вкус-кола» производителя ООО «Бирелли» в аккредитованную лабораторию на дополнительную проверку. Также запросили ответ от производителя: протоколы испытаний и официальное письмо с пояснениями».
Цифры
3 литра безалкогольных напитков в месяц употребляет средний россиянин. Это вдвое меньше по сравнению с жителями ЕС и втрое – по сравнению с гражданами США.
54% российских потребителей перешли на газированные напитки отечественных производителей после ухода с рынка транснациональных компаний.