На пороге мая редкий день не проходит без громких реформаторских предложений. Как говорят поэты, прочту вам из последнего. Вот глава Совета Федерации Валентина Матвиенко предложила объединить «маленькие и слабые регионы для решения накопившихся социально-экономических проблем». На свет извлекается изрядно потускневшая от времени идея по укрупнению регионов, которое вроде бы должно оптимизировать расходы на управление этими регионами. Заметим, является эта идея с той же регулярностью, что и предложение захоронить Ленина в земле. Правда, цена этих вопросов разная.
Осталось только выяснить, какие земли на карте России обозначены как «маленькие и слабые». И кому бы из сильных и богатых регионов подвесить гирю. А тем временем Минфин представил свой план реформирования пенсионной системы аж из шести пунктов. Несложно догадаться, что главными пунктами стали повышение пенсионного возраста, ужесточение отношения к работающим пенсионерам, сокращение индексации пенсий.
Собственно, ничего другого от Минфина, у которого главная задача — свести баланс и заткнуть бюджетные дыры, ожидать не приходится. Как говорится, пенсия у вас будет хорошая, но маленькая, но зато нескоро... А для поддержания духа можно читать и перечитывать заявление министра труда Максима Топилина, объявившего, что в России бедных пенсионеров нет. Такое открытие тянет на Нобелевскую премию, честное слово!
Самое же солидное реформаторское предложение представил на днях премьер-министр Дмитрий Медведев. В письме на имя президента РФ он предложил достаточно радикально изменить систему государственного управления. Владимир Владимирович на письме начертал резолюцию: «Согласен». О чем же речь? Как написал Медведев, его беспокоит тот факт, что система госуправления «во многом сохраняет советские черты, опирается на старые методы контроля и мотивации и работает по инерции». Именно потому премьер предложил «определить ключевые показатели эффективности (KPI) для каждого министерства и сформировать понятную «приборную панель» для государственной власти с учетом общественной оценки ее действий».
«Аркадий, не говори красиво!» — советовал классик Тургенев. Словосочетания «приборная панель», как и «ключевые показатели эффективности», звучат, конечно же, солидно. Редко увидишь Дмитрия Анатольевича на мероприятиях без эппловского планшета в руках — ну привык человек, чтобы все процессы тут же отражались на жидкокристаллическом экране.
Стало быть, и систему госуправления хорошо бы создать такую: взглянул на «приборную панель» — и все сразу ясно. Правда, сразу возникает вопрос: а что мешало совершенствовать эту злосчастную систему все эти годы, когда Медведев был и главой кремлевской администрации, и президентом РФ, и председателем правительства? Другой классик, Василий Шукшин, про такие случаи сказал: «А поутру они проснулись...»
Между прочим, предложение из уст премьера звучит крамолой. Сколько раз приходилось слышать, что главным достижением постъельцинского периода считается создание эффективной вертикали власти. И что же, получается, вертикаль была неправильной? Да и упреки в адрес советской системы, даже вполне справедливые, как-то не воспринимаются. Чтобы так свысока рассуждать об этих высоких материях, неплохо бы продемонстрировать ту самую эффективность, которой не хватало в СССР. Возможно, с «приборными панелями» у тогдашних чиновников была напряженка, зато по части мотивации, а особенно ответственности за свои действия у них было все в порядке. Так может, проще вернуть к жизни прежние стандарты ответственности — и тогда никаких «приборных панелей» придумывать не надо?
Что объединяет все эти реформаторские начинания? В них просматривается одна незамысловатая мысль: государству сейчас трудно, вот и надо имеющийся пирог порезать так, чтобы куски были потоньше, зато на всех хватило. И ни одного предложения, как увеличить размеры пирога, только о том, как перекроить уже существующий.
P.S. А ведь у нас по-прежнему есть мощный потенциал для роста. Но все действительно реформаторские идеи (забрать собственные деньги из заокеанских банков, сделать технологический рывок, провести новую индустриализацию, по-настоящему придавить коррупцию, ввести более справедливые налоги, пересмотреть, наконец, итоги приватизации...) отбиваются «реформаторами» на дальних подступах. Вместо этого предлагается вглядываться в «приборную панель».