В разных православных изданиях, к сожалению, приходится встречать прямо противоположные советы по одному поводу. В данном случае я веду речь о поведении верующего на Радоницу. У одного церковного автора прочитала, что можно нести на могилки куличи, пасхальные яйца, конфеты... В другом же издании говорится, что нельзя есть-пить, устраивать на погосте поминки на Радоницу, а надо делать так: зажечь свечу, совершить молитву и в молчании почтить память покойного...
(Валентина КИРИЛЛОВА, Кировская область).
- Уважаемая Валентина! Советы о поведении верующих на Радоницу, прочитанные вами в разных церковных изданиях, не столь уж противоречивы. Ведь принести на кладбище кусочек кулича, пару крашеных пасхальных яиц и горсть конфет, чтобы помянуть усопшего, - вовсе не то же, что устраивать на погосте пьяные трапезы, которые и поминками-то назвать нельзя. Они никакого отношения к христианскому поминовению усопших не имеют. Преставившемуся ко Господу нужна прежде всего церковная молитва. Ее-то - о всех, "от века скончавшихся", и возносит Церковь в такие дни, как Радоница, Троицкая родительская суббота, суббота мясопустная (накануне Великого поста) и некоторые другие. Второй способ достойно помянуть человека, окончившего свою земную жизнь, - милостыня. Святой Иоанн Златоуст поясняет это следующими словами: "Не напрасны бывают приношения за умерших, не напрасны молитвы, не напрасны милостыни. Все это установил Дух, желая, чтобы мы приносили взаимную помощь друг другу". Собственно говоря, поминальная трапеза и есть род милостыни.
Слишком часто наших прихожан интересует внешняя, обрядовая сторона Православия: сколько и каких поклонов нужно сделать при входе в храм, как "правильно" поставить свечу - до того, как приложился к иконе, или после, что и в каком порядке подавать на поминальной трапезе и так далее. Все это порой определяется местными обычаями, складывавшимися десятилетиями, а то и веками под влиянием самых разных факторов. Подобные различия являются второстепенными, и не следует заострять на них внимания.
Вопросов к религиозным деятелям у меня накопилось немало, в том числе достаточно острых. Сами посудите: открывается ли ресторан, хоронят ли убитого в "разборке" бандита - тут как тут батюшка с кадилом. Горько смотреть, как иные наши политики фарисейски потянулись в церковь... А Богу-то и дела нет ни до кого из нас: нищаем, страдаем, вымираем...
(М. САФОНОВА, атеистка).
- Примерно такие же упреки высказывали современники и в адрес Спасителя: "книжники и фарисеи говорили ученикам Его: как это Он ест и пьет с мытарями и грешниками?". Вы, будучи атеисткой, можете этого и не знать. Как не известен вам и ответ Господа: "Не здоровые имеют нужду во враче, но больные" (Мк. 2, 16 17).
Уверяю вас, "батюшка с кадилом" появляется в том или ином месте лишь тогда, когда его позовут. И он, за исключением некоторых, специально оговоренных церковными канонами случаев, не имеет права отказать людям, просящим его молитвенной помощи.
Вы, видимо, полагаете, что "иные наши политики потянулись в церковь" исключительно из конъюнктурных соображений, надеясь привлечь православных избирателей... Откуда такая уверенность? Можем ли мы, наблюдая со стороны, знать, что у человека на душе?
Бывает, само по себе посещение храма, присутствие за богослужением, краткий разговор со священником производит в душе грешника спасительный переворот, меняющий всю его жизнь. Так может ли священник отказаться от общения с человеком - даже таким, который по общему (и часто вполне справедливому!) мнению не является праведником? "Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию", - говорит Спаситель (Мк. 2, 17).
Бог не забыл о нас, это мы часто забываем о Боге. Тех же, кто обращается к Нему, Он никогда не оставляет без Своей поддержки и помощи. И это не пустые слова. Посмотрите на людей, не по имени только, но по сути, по всей своей жизни являющихся христианами. Сколько в них внутренней силы, уверенности, радости, сколько добра они несут в мир, скольким людям помогают преодолеть житейские невзгоды! Они на деле исполняют заповедь о любви к Богу и ближнему. И, заметьте, никогда никого не осуждают. "Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы..." (Мф. 12, 7).
В отличие от скептиков я твердо убеждена, что нынешняя тяга многих россиян к вере, к Церкви - вовсе не дань моде, а осознанный возврат целого народа к своим православным корням. Можно ли в связи с этим говорить о резко возрастающей ответственности верующих за исторические судьбы России? И в чем должна реально проявляться их ответственность?
(В. ТУРЧАКОВА, Волгоградская область).
- Господь, сотворив человека, наделил его правом господствовать над землей и управлять ею (Быт. 1, 28) для того, чтобы и человек привнес нечто свое в Божественное творение. Мир, вышедший из рук Божиих, был изначально прекрасен, и все же Господь препоручает его человеку для творческой деятельности и разумного усовершенствования. Следствием такого препоручения является ответственность за все, что происходит вокруг нас. Православные христиане эту ответственность всегда ощущали и никогда от нее не отказывались.
Церковь призывает своих чад любить земное отечество. И любовь эта должна быть действенной. В мирные дни она выражается в созидательном труде, заботе об устроении народной жизни, в том числе и через участие в управлении государством.
Правда, на протяжении 70 лет мы были отстранены от активного участия в общественном процессе. Сейчас ситуация изменилась, появились большие возможности, но вместе с тем и ответственность за то, как мы ими воспользуемся.
Если человек называет себя христианином, христианином православным, церковным, вся жизнь его должна быть примером христианского отношения к окружающему миру. В семье, на работе, в деловой, политической жизни христианин всегда должен руководствоваться словами апостола: "Все делайте во славу Божию" (1 Кор. 10, 31).
Публикацию подготовил