Успех фильма про Чебурашку, ставшего рекордсменом по кассовым сборам за всю историю российского проката, имел неожиданные последствия. На лопоухом герое решили заработать еще и ушлые предприниматели, завалившие торговые точки зверушками сомнительного качества. Правообладатели обещают изымать контрафакт из продажи, но попробуй уследить за всей плюшевой публикой.
В «Союзмультфильме», которому принадлежат права на использование в стране образа Чебурашки, выстроилась очередь из желающих урвать свой кусок пирога. В первую очередь это производители мягких игрушек, быстро уяснивших, что новый Чебурашка — это золотая жила. Но пока одни тратили время на переговоры с правообладателем, другие успели отшить горы игрушек, имеющих весьма отдаленное сходство с оригиналом. Маркетплейсы по запросу выдают несколько тысяч предложений, «Авито» — десятки тысяч. Цены — от 10-12 тысяч за Чебурашку из натуральной норки до 200-300 рублей за изделия из портяночной ткани.
Ситуация вполне характеризует состояние рынка игрушек, где царит анархия, а попытки навести на нем порядок обречены на провал. Возьмите недавнюю масштабную проверку игрушек-монстров Хагги Вагги, которую проводило Роскачество. В разных торговых точках приобрели 18 образцов и подвергли тестированию. И что вы думаете? Ни один из образцов не соответствовал требованиям, предъявляемым к мягким игрушкам. Индекс токсичности превышал норму в 1,5 раза, а содержание фенола — в 4 раза.
К слову: фенол — сильнодействующее вещество. При продолжительном контакте с токсичной игрушкой ребенок становится вялым и сонливым, у него могут появиться головные боли и аллергия.
Надежде из Москвы, можно сказать, повезло. Она догадалась, что причиной появившегося у ее сына аллергического дерматита стал купленный за два месяца до этого синий монстр.
«Мы купили игрушку, поддавшись на уговоры сынишки, и с того момента сын не расставался с нею — вешал на шею, спал с ней. А через две недели появилось раздражение, сыпь. Только когда монстра отправили в мусорный бак, ребенок пошел на поправку», — рассказала Надежда.
По словам психотерапевта Ирины Сидоровой, монструозные игрушки опасны и с психологической точки зрения. «С трех до девяти лет у детей идет бурное развитие воображения, они учатся радоваться, бояться, сопереживать, поэтому в этом возрасте подсознательно тянутся к разным бабайкам, — объясняет специалист. — Однако постоянное пребывание того же Хагги Вагги рядом с ребенком — это стресс для неокрепшей психики».
Теперь Роскачество планирует провести внеплановую масштабную проверку Чебурашек. Но сдается мне, что результаты будут такими же, как и после проверки Хагги Вагги. Несмотря на вопиющие результаты, предложений об их продаже по-прежнему огромное множество. Побывав на этой неделе в московском торговом комплексе, могу свидетельствовать: продавцы о проверках и их результатах не слышали и слышать не желают.
На этом рынке все так же беспрепятственно огромными партиями продаются сомнительные игрушки. Для достижения реальных результатов нужен системный подход. Такой, например, какой существовал во времена СССР. Тогда при Министерстве просвещения работала комиссия по игрушкам, без одобрения которой в розничную продажу не могла попасть ни одна кукла и ни один оловянный солдатик.
Понятно, сейчас на рынке в десятки раз больше игрушек, но ведь и уровень технического оснащения госслужащих стал иным, и они могут проводить масштабные проверки детской продукции. Было бы желание, а с этим как раз проблемы.