К приятельнице приехала родственница из Калмыкии, у которой несколько месяцев назад в ходе СВО погиб братишка. Приятельница очень старалась ее зазвать в Москву, чтобы хоть как-то отвлечь от черных мыслей, накупила билетов на разные культурные мероприятия. Сказала, что та прекрасно поет и играет на фортепиано, ей бы и в столице место нашлось, но надо было воспитывать самого младшего в семье, родители были совсем уж немощные. Вот она и воспитывала, а сама ради него устроилась музработником в детсад.
— Ну, — спрашиваю я эту Айжамал, — как вам Москва?
— Не нравится, — отвечает она решительно, — люди плохие.
Такой реакции нашлось объяснение. Ехала она в метро, а по соседству оказался мальчик, причем сидел он на коленках лицом к окну и спиной к проходу, так что грязные подошвы его ботинок пачкали ее светлое пальто. Наконец Айжамал не выдержала и обратилась к матери:
— Вы разве не видите, что ваш ребенок пачкает мне одежду? Он уже не маленький, мог бы сесть как полагается.
— Как ему сидеть, не тебе решать. Вали к себе в Таджикистан баранов пасти, им и указывай, — услышала гостья Москвы в ответ.
Больше всего Айжамал поразило то, что хамку никто не одернул, не пристыдил.
Я бы и рада была успокоить калмыцкую гостью, сказать, что ей просто не повезло, что такое случается крайне редко, но: Сама часто езжу на электричке, а посему сказать такое у меня язык не поворачивается. Более того, я, давно решив минимизировать потенциальные стрессы, езжу либо в шесть утра, либо после десяти вечера, когда концентрация столичного хамства на единицу площади снижается вместе с редеющим пассажиропотоком.
А вчера прочитала пост молодой коллеги, живущей на востоке Москвы, в Гольяново. Та живописала, как на стоянке маршрутки некие тетки цепляют восточных женщин в платках — просто так, не за что, на ровном месте. Как водила автобуса, увидев, что за рулем маршрутки, сделавшей неверный маневр, «восточный человек», не ленится выскочить из кабины, с размахом распахнуть дверцу маршрутки и начать его оскорблять последними словами: А когда журналистка, снявшая картинку на видео, выложила ее в Cеть со своими комментариями, то огребла по полной: досталось ей и за «нерусское мурло» при русской-то фамилии, и много чего еще.
Это вполне себе палестино-израильская война внутреннего розлива. И для нее совсем необязательно быть либо мусульманином, либо евреем. Для нее достаточно быть иным. Каким иным? А неважно каким — просто тем, кто может кому-то не понравиться. Эти настроения крепнут не только в силу идущих войн — ближней и дальней, они начали набирать обороты давно. Лет 15 назад на дверях нашего подъезда частенько появлялись объявления: славянская семья снимет квартиру. И никого это не коробило. А теперь Москва и вовсе сделалась безразмерной, причем очень быстро, и еще быстрее наполнилась целой армией мигрантов с Востока.
Ну не может агломерация разрастаться до бесконечности — ни территориально, ни этнически, без ущерба для людей, привыкших к недавнему еще равновесию городской экосистемы!
Все эти реляции о том, сколько станций метро еще запустят, сколько развязок еще построят, сколько миллионов «квадратов» жилья еще введут, любого нормального человека раздражают, потому что качество жизни определяется не этим. А возникшее нежданно культурное, скажем так, многообразие и вовсе чревато большими проблемами — недавний всплеск этнической преступности в Санкт-Петербурге, регулярные стычки в столице — яркий тому пример. Что, конечно, нисколько не извиняет извечного бытового хамства, которое в теперешней обстановке и вовсе может превратиться в бикфордов шнур:
А при чем здесь Сатановский, спросите вы. При том, что тоже сильно разочаровал. Не только тем, что крупное должностное лицо женского пола охарактеризовал неприличными словами и выражениями, заподозрив еще и в том, что данное лицо не любит евреев и Израиль. Хотя и это само по себе отвратительно — переходить на личности в подобном контексте. А тем, что банально, как какой-нибудь «дядька» («тетки» и «дядьки» — это ведь по нынешним временам вполне осязаемые архетипы?), захотел усидеть на двух стульях. В беседе с Михаилом Хазиным на «Соловьев Live» рассуждал о том, как невозможно стало вести диалог с еврейскими политиками, поскольку в Израиле все невероятно деградировало, а в интервью еврейскому журналисту Александру Вальдману рассуждал о нескрываемой личной нелюбви российской чиновницы к евреям. Так, может, Мария Захарова плохо скрывала нелюбовь именно к тем самым политикам, о которых он накануне говорил с Хазиным?
Осадок большой. Потому что должны быть берега. Этические, прежде всего, особенно если ты не просто малообразованная хабалка, «тетка» из метро. И не просто «дядька» в телевизоре. А эксперт, востоковед. Человек с репутацией, которому доверяют. Точнее, доверяли...
И должны быть берега у города, берега во всех его многообразных измерениях. Чтобы не стал вдруг былью тот бородатый анекдот про террориста, который захватил в центре Москвы поезд метро, требуя везти его прямиком в Америку. На что машинист послушно: «Осторожно, двери закрываются. Следующая остановка — Бруклинский мост!» Ну или Владивосток.