- Анна, если попытаться спроецировать название твоей программы на Москву, то какие районы ассоциируются с радостью и весельем?
- Не буду оригинальна: назову центр. Прежде всего это суматошная Тверская с множеством магазинчиков, офисов, концертных залов и театров, оказавшись рядом с которыми понимаешь, что вот здесь находится мейнстрим нашей жизни. Москва парадная, бурлящая, показно-жизнерадостная находится в районе Тверской, Охотного ряда, площади Маяковского, на бульварах.
А когда устанешь от суеты, можно побродить по маленьким переулочкам между Тверской и Дмитровкой или Тверской и Никитской. Там ощущение коренной, основательной московской жизни, этакой спокойной столичности. Чувствуется, что здесь жили многие поколения людей, о которых ты читала еще в детских книгах. Сад "Эрмитаж" - удивительное место, очень любимое мной, находящееся в самом центре, но на удивление спокойное и тихое, выдержанное в архитектуре стиля модерн, очень мне близкого.
Вместе с сыном мы время от времени заглядываем в зоопарк. Больше всего любим белых и бурых медведей. Слышала, что там появились дельфины, но пока их не видела. Кстати, на днях мне рассказали смешную историю о стороже-алкоголике, работавшем в 80-е годы в зоопарке. Он не мог начать рабочий день без чекушки, но так как пить совсем одному ему было грустно, то он предпочитал это делать в обществе гориллы, которую в конце концов подсадил на алкоголь. У этого сторожа для своего друга - гориллы был специальный 100-граммовый стаканчик.
- А лирика, грусть, сентиментальность с какими районами у тебя связаны?
- Парк Покровское-Стрешнево на севере Москвы. Там небольшой лесной массив и череда прудов со свисающими в них ивами, словно сошедшими с картин Борисова-Мусатова. Ясными летними вечерами там бывает необыкновенно свежий воздух, напитанный влагой, который, кажется, можно чувствовать руками.
- Случалось ли тебе переживать неразделенную любовь и возвращаешься ли в эти места?
- Все неразделенные чувства у меня остались в Петербурге, а Москва ко мне взаимна. Поэтому, может быть, между двумя городами я и выбрала Москву.
- А разделенных романов в Москве у тебя много?
- Не забывай, однако, что задаешь вопросы замужней женщине.
- Но ведь она не всегда была замужней?
- В Москве всегда была замужней. Слава Богу, что до сих пор не утих роман с собственным мужем, и Москва этому немало способствовала.
- Интересно, а с какими уголками ваш не утихший роман связан?
- Очень со многими. В Сокольники мы приезжали в достаточно трудные моменты семейной жизни, когда было непонятно: то ли лучше говорить, то ли - помолчать, то ли надо что-то изменить или лучше оставить все, как есть... Мы садились на большие круглые пни, оставшиеся от спиленных деревьев, смотрели на уток, слушали пение птиц, жужжание мошек и как-то само собой между нами все становилось на свои места. Так что нашему семейному благополучию парк помог. А в минуту радостного семейного состояния хорошо побывать в маленьком екатерининском парке около театра Российской армии. По пятницам и выходным там играет оркестр, на площадке, украшенной флажками, танцуют бальные танцы, в эти дни он напоминает картинку в букваре.
- Москву нельзя представить без церквей, которых здесь "сорок сороков". Есть среди них любимые?
- По внутреннему убранству мне нравится церковь, находящаяся неподалеку от станции метро "Новослободская". Это не очень броское строение начала XIX века, в котором меня впечатляют потолочные своды, выполненные в древнерусском стиле. Люблю Новоспасский монастырь неподалеку от "Таганской". Там можно побродить внутри монастырских стен, заглянуть в действующий храм, полюбоваться маленькими часовенками, рассмотреть монастырские памятники. Очень интересный комплекс в Отрадном, где неподалеку друг от друга возведены православный и католические храмы, мечеть и синагога. Хорошо, что в новом районе есть место, куда могут прийти люди различных конфессий и подумать о высоком.
- Поговорив о высоком, спустимся в подземелье. Какие станции Московского метрополитена тебе нравятся больше всего?
- С детских лет я просто влюблена в "Новослободскую". Это изумительно красивая станция, и не зря здесь постоянно можно увидеть иностранцев, которые рассматривают ее, открыв рот, фотографируются и, кажется, даже не хотят отсюда уезжать. Мне так нравится эта станция, что когда муж как-то сказал о возможной квартире на "Новослободской", то я, даже не побывав в ней, закричала: "Едем!". Очень нравятся высокие своды, колонны и эскалатор "Маяковской", а еще - "Китай-город". Тем, что там много выходов, причем в совершенно различные по ландшафту и архитектуре московские районы. От Лубянки, с одной стороны, до прекрасного древнего храма с другой.
- Обладает ли для тебя Москва особой энергетикой?
- Безусловно. Недавно у меня был эфир, посвященный дню рождения Петербурга, и различные актеры, политики и писатели говорили, что Питер - это город, который избавляет от суеты, позволяет не включаться в спринтерские бега на выживание. А в Москве все наоборот: здесь невозможно лежать на печи, здесь все время приходится быть в движении. Здесь ненормально быть на пенсии. В Москве нужно жить, а не существовать, реализовывать и развивать способности, данные тебе Богом. И, наверное, это лучшее из всех известных мне мест для самореализации.