Новая волна атак телефонных мошенников: они представляются сотрудниками ресурсоснабжающих организаций, обещают перерасчеты и скидки, но на самом деле, как и прежде, охотятся за персональными данными и сбережениями граждан.
Казалось бы, все уловки мошенников мы давно выучили наизусть: звонки из служб банковской безопасности, от следователей, приставов, дознавателей и участковых уполномоченных... Но злоумышленники на месте не стоят — они в вечном поиске нового способа отъема денег у населения. От представляющихся работниками «Мосэнерго» и «Мосэнергосбыта» мошенников пострадали уже сотни человек. Возбуждены десятки уголовных дел, множество эпизодов проверяется. Причиненный гражданам ущерб исчисляется десятками миллионов рублей.
Как это делается? Да очень просто. Столичному пенсионеру Петру Алексееву предложили поменять прибор учета. Обращались по имени и отчеству, тщательно согласовали время прихода мастера. Осталось лишь продиктовать четыре цифры из СМС от «Госуслуг». Мужчину, к счастью, остановило предупреждение в сообщении: код никому сообщать нельзя, даже сотрудникам «Госуслуг».
А вот пенсионеру из Московской области повезло меньше. Его мошенники приманили сыром в мышеловке: обрадовали сообщением о том, что в результате перерасчета с учетом новых льгот ему вернутся 70 тысяч рублей. На радостях гражданин сообщил злоумышленникам реквизиты банковской карты и номер СНИЛС. В результате вместо пополнения счета с него исчезло 300 тысяч.
Научного сотрудника столичного вуза преступники тепло поздравили с наступающим 60-летием и объявили юбиляру, что ему теперь положена солидная скидка за потребляемую электроэнергию. Нужно лишь записаться в электронную очередь на «Госуслугах». Что было дальше, вы уже поняли: минус 250 тысяч со счета.
Да, в креативности мошенникам не откажешь. Прежде чем набрать номер, они выясняют имя-отчество жертвы, возраст, адрес, материальное положение. Все эти данные извлекаются из многочисленных баз данных.
Как избежать опасности? Прежде всего надо помнить, что ни «Мосэнергосбыт», ни «Мосэнерго» (как, кстати, и операторы сотовой связи) никогда не снисходят до инициативного общения с гражданами. Звонить и представляться сотрудниками этих организаций могут только мошенники! По словам эксперта Марата Сафиуллина, это правило распространяется на все ресурсоснабжающие организации. «Поверьте, мошенники уже до конца лета перестанут прикрываться энергетиками. Они стараются обновлять легенды почаще, делают это с оглядкой на новостной фон, — объясняет специалист. — Обобрав людей под вывеской «Мосэнерго» и «Мосэнергосбыта», они затем пойдут по другим монополистам. Но вне зависимости от ширмы-прикрытия задача у злоумышленников одна — добраться до персональных данных жертвы, а оттуда уже открывается дорога к деньгам на счетах граждан, поверивших в сказки о добрых волшебниках».
Пора бы нам всем усвоить три простых правила. Никогда и никому не передавать по телефону персональные данные и текст из СМС. Не совершать рекомендуемых действий. А при возникновении малейших сомнений самим перезванивать в организацию, от имени которой поступил подозрительный звонок. Если же этого не делать, то риск стать жертвой злоумышленников существенно возрастает. Надежды на то, что жуликов разоблачат, а деньги вернутся к законному владельцу, стремятся к нулю. По статистике, реальных исполнителей по этой категории дел находят в 10% случаев, но след похищенных средств к тому времени, как правило, уже растаял в тумане.