Главная Культура Афиша 00:20 27 Июня 2012 0
Римские видения

Только-только открывший наконец постоянную экспозицию Музей архитектуры им. А. В. Щусева принимает в своих стенах выставку художника из Италии

Елена Широян

По-новому увидеть вечный город Рим позволяют фотокартины Карло Гаваццени Рикорди.

Выставка «Воображаемые театры в Риме», конечно, привычная для МУАРа гастроль, но и напоминание о поистине выдающемся собрании архитектурной фотографии, этим музеем хранимом. Висящие сейчас в Аптекарском приказе старинные снимки Венеции — лишь верхушка айсберга, коим является фотоколлекция МУАРа.

Впрочем, тут немало и других диковин. Одна из них — гвоздь возрожденной постоянной экспозиции, без которой музей жил почти 20 лет. Ведь до начала 1990-х он занимал территорию Донского монастыря, а сейчас вынужден тесниться в элегантном, но недостаточно просторном доме Талызиных на Воздвиженке. Модель Большого Кремлевского дворца отражает дерзкий, эстетский проект Василия Баженова по перестройке древней крепости в центре Москвы в духе классицизма. И эта архитектурная модель, одна из самых больших в мире, героиня проекта «Неслучившееся будущее», великолепно оттеняет выставку миланца Гаваццени Рикорди, переехавшую из Государственного Эрмитажа. Величие архитектуры Рима с ее эстетикой разрушения и благородной патиной времени сопоставлено с грандиозностью замысла Баженова — так и не воплотившейся мечты.

Аристократ, выходец из семьи потомственных музыкантов (его дед Джанандреа Гаваццени полвека простоял за дирижерским пультом театра «Ла Скала», а первые опыты молодого фотохудожника поощрял маэстро Леонард Бернстайн) умеет найти гений места! Площади и памятники Рима он превратил в беспокойную театральную сцену: руины, статуи, дома в полном запустении, кажется, на миг оживают, чтобы вновь погрузиться в дремоту. Большинство фотографий созданы в интерьерах театра Виллы Торлониа в Риме — неоклассическом пространстве, где собраны работы учеников скульптора Торвальдсена. Совмещая различные точки зрения, активно используя цвет, контрасты света и тени, Гаваццени дает пример живописного новаторского видения. Благодаря технике сдвоенного и даже строенного кадра возникают почти фрески. Лучи света, пронзающего пыльные затененные помещения, похожи на мазки импрессионистов. Формат изображений, где длина вдвое превосходит высоту, напоминает о Луи Даггере, пионере диорамы. Панорамы Гаваццени отсылают к полотнам Гварди и гравюрам Пиранези: на городские виды и памятники архитектуры он смотрит, как эти романтики XVIII века, умевшие найти и оригинально интерпретировать скрытые сюжеты.

На российский экран выходит «Анора» - фильм-победитель Каннского фестиваля

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Не исключено, что помимо «Золотой пальмовой ветви» фильм получит еще и с полдюжины номинаций на «Оскар». Это сугубо американский проект, но нашей публике он интересен во многом потому,...

Афиша 00:05 / 18 Октября 2024 4056
Не только сын Бухарина

В Третьяковской галерее открылась выставка Юрия Ларина – художника уникальной зоркости и судьбы

Елена Широян, искусствовед
Труд
Юрий Ларин с матерью, сестрой и братом. 1956 год. Изображения предоставлены Третьяковской галереей

Верная заветам своего основателя, приверженца современного ему отечественного искусства, Третьяковка знакомит нас с художниками нашей эпохи. Героем нового проекта стал признанный в кругу профессионалов, но не слишком известный...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?