Главная Жизнь 01:01 26 Октября 2006 181
МОНАХ СЕБЕ ИМЯ НЕ ВЫБИРАЕТ
- Давайте встретимся в моем рабочем кабинете, - сказал мне монах. - Приезжайте в Счетную палату на Зубовскую площадь. Такой уж это монах. Игумен Филипп - действующий священник одного из столичных храмов, зампред миссионерского отдела Московского Патриарха
Коновалов Валерий

МЕСТО ВСТРЕЧИ СУТИ НЕ МЕНЯЕТ
"Разрешите, Вениамин Владимирович? Это на подпись..."
Сотрудник с увесистой стопкой бумаг в руках прервал хозяина кабинета, вдохновенно цитировавшего древний канон на церковно-славянском.
Но ни того, ни другого ситуация не смутила. Симонов деловито просмотрел документы, сделал какое-то замечание и вернулся к канону. Сотрудник уважительно удалился. Мы продолжили беседу с игуменом Филиппом.
Ему сорок восемь лет. Он высок, статен, импозантен. Говорит негромко, но ярко. Кроме церковных текстов цитирует Ахматову, Салтыкова-Щедрина и Маркса. Одет со вкусом и вполне современно. Но всегда наготове монашеская одежда, в которой он держится очень естественно даже здесь, в кабинете Счетной палаты, перед компьютером. Случалось, что с просьбой принять исповедь к нему обращались прямо по месту его мирской службы. Он не имеет права отказать нуждающемуся в пастырской помощи, где бы с ним ни повстречался. Потому что всегда остается монахом.
НЕЧАЯННАЯ РАДОСТЬ
- Вы как к вере пришли?
- Для меня не было этого вопроса. Как и не было какого-то взрыва, озарения. Все происходило само собой. Как часть жизни. Сначала в храм "Нечаянной радости", в Марьиной роще, где мы тогда жили, меня водили бабушка и прабабушка. Потом, когда уже учился в школе, до ближайшей церкви нужно было целый час на трамвайчике ехать - и бабушки иногда поднимали меня в пять часов утра. Я писал для них записки - "за здравие", "за упокой". Им самим уже тяжеловато это было делать, а тут грамотный мальчик. И вот этому мальчику постепенно объясняли, что к чему. Без какой-либо искусственности. Не так, как иногда бывает теперь, когда ребенка торжественно приводят в воскресную школу, но эта торжественность становится барьером между жизнью и церковью. Ведь поколение наших бабок славно тем, что они жили одной жизнью и дома, и на улице, и в церкви. А у нас потом это единство терялось. Хотя жизнь должна быть нераздельна. Сказано же: непрестанно молитесь. Господь ведь и в нерукотворных храмах живет. То есть и внутри вас. Потому что вы суть храм Бога Живого. Вот где торжество-то внутреннее! А мы об этом забываем.
Еще в школе знал, что буду монахом. Когда впервые подростком оказался в Троице-Сергиевой лавре, почувствовал, что пришел к себе домой. Хотел уйти в монастырь сразу после школы, но родители посоветовали сначала закончить университет. В конце концов постриг я принял уже в 1992 году - в Бобреневом монастыре под Коломной.
ЕГО ПАЛАТКИ В СЧЕТНОЙ ПАЛАТЕ
- Ваши мирские занятия вроде бы не свойственны церковному человеку?
- Даже апостол Павел большей частью жил своим трудом, делая палатки. У каждого свое послушание, свои палатки. Для духовенства запрещенными занятиями считаются лишь ростовщичество и содержание корчмы. Свою работу я считал и считаю прежде всего послушанием.
- А в Патриархии как относятся к вашей деятельности?
- Святейший Патриарх в курсе моих дел, и благословение у своего правящего архиерея я получал. Оно продолжает действовать.
- Но как же удается все это совмещать? Каков рабочий график?
- Рабочий день продолжается с полседьмого утра до полпервого ночи. А уж что уместилось в эти часы - бывает по-разному. Самое стандартное время, пожалуй, утро и поздний вечер - это монашеские дела. А остальное вперемешку - работа в миссионерском отделе, чтение лекций, служба в Счетной палате, в том числе и командировки.
... А КЕЛЬЯ - НА ВДНХ
- Монах, живущий не в монастыре, - это исключение?
- Вообще-то общежительство монахов стало у нас правилом только при Петре I. Прежде был распространен келлиотский устав монашества. То есть монахи жили в своих кельях, иногда территориально достаточно разбросанных, а собирались время от времени в некоем центре. После Петра произошла унификация монашеской жизни. Может быть, она проистекала из самой идеи петровской реформы - общей унификации жизни населения: от рождения до смерти. Но и после этого умные настоятели монастырей понимали, что не каждому монаху полезен общежительный тип монастырской жизни. Ведь даже преподобный Серафим Саровский, хотя и был приписан к монастырю, там почти не жил. Но не переставал из-за этого быть монахом. И великим святым. У него был свой подвиг.
- А что же собой представляет сегодня ваша келья?
- Это обычная городская квартира в районе ВДНХ.
- Как организован ваш быт? Кто-то помогает вести хозяйство, стирать, готовить?
- Нет, я живу и управляюсь один. Я ведь все-таки монах. Вспоминаю, как покойный владыка Антоний Сурожский никогда не позволял себя обслуживать, мне довелось побывать у него в Англии. Когда, например, у него пытались взять что-то постирать, он говорил: ну должен же я что-то монашеское делать. А у него ведь огромное количество было архиерейских забот, и возраст преклонный, и здоровье на пределе.
КАК ПРОЙТИ СКВОЗЬ ИГОЛЬНОЕ УШКО
- Вам приходилось много вращаться в банковских, биржевых кругах, среди людей очень состоятельных. И, наверное, привычен вопрос о том, возможно ли все-таки богатому человеку войти в Царство Небесное? Вы как на него отвечаете?
- "Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие", говорится в Евангелии от Матфея. Но Евангелие от Марка вносит в этот сюжет существенное дополнение: "Иисус опять говорит им: дети! трудно надеющимся на богатство войти в Царство Божие!" Именно в этом - в надежде на богатство - корень проблемы. И если это препятствие окажется преодоленным, то спасение богатого собственно становится вполне реальным, ибо "невозможное человекам, возможно Богу". Однако возможность этого спасения обусловлена рядом обстоятельств, которые делают праведным богатство бескачественное.
- Что значит - бескачественное?
- Материальное благосостояние может быть большим, может - не большим, а может - никаким. Но оно все равно без качества. Вот если я нищенствую во славу Божию, то тогда это мне в праведность. А если я нищенствую и всем завидую, стараюсь кому-нибудь ножку по дороге подставить и палку вслед бросить, то тогда даже моя нищета меня не спасет. Так же и богатство. Надо-то в Бога богатеть - есть такое понятие евангельское. Но если я богатею ради себя, своей семьи, ради того, чтобы собрать все больше и больше, покупаю то, покупаю это, и футбольную команду заодно, уже не знаю, куда эти деньги деть, но они сами меня заставляют их куда-то вкладывать... Вот тогда я богатею не в Бога. А если я богатею и осознаю то, что мы называем сегодня социальной ответственностью, тогда этот процесс в Бога. И богатство будет мне в праведность. Но опять-таки сказано, что я не должен, во-первых, на это богатство полагаться - сегодня оно есть, завтра его нет. А во-вторых, я не должен полагаться еще и на себя. Это аксиома духовной жизни: возверзи на Господа печаль свою. То есть всю свою печаль возложи на Господа. И Он тебе поможет, укрепит, даст тебе силы, возможности, потенциал. Все это от Бога у нас. А вот как мы этим распоряжаемся, это уже от нас. И если без ума распорядимся, то впрок нам это не пойдет.
ЭКОНОМИКА И ОБЛИЧЕНИЕ
- Вы сами выбирали свое монашеское имя?
- Нет, монах себе имя не выбирает. Мы узнаем его, когда поднимаем голову при постриге.
- А в честь какого святого ваше имя?
- Святителя Филиппа, митрополита Московского.
- Чувствуете какую-то связь с вашим небесным покровителем?
- Да, конечно. Во-первых, он очень успешно занимался экономической деятельностью, особенно в Соловецком монастыре. А вторая его работа - он обличал с кафедры, за что и поплатился. И я, когда писал свою книгу, долго думал, нужно ли вот то второе отступление, в котором речь о современной ситуации, и решил, раз никто не пишет, должен написать.
ЗАГАДКА УЧЕНОГО ИГУМЕНА
В отступлении, о котором вспомнил отец Филипп, рассказывается, по его же выражению, "о том, почему не может быть архитектурным шедевром дом, чертеж которого изготавливается в ходе строительства, и о терминах "демократия" и "гражданское общество" в античности и в наши дни". Речь о делах нынешних и совсем недавних. Анализ беспощадный. Выводы точные и порой неожиданные. А читается на одном дыхании, как, впрочем, и вся книга.
Работу ученый игумен проделал, на мой взгляд, фантастическую. Тут уж у автора действительно нераздельны его экономические и духовные таланты. Это фундаментальное исследование богословского восприятия экономики - от первых христианских времен до наших дней. Как отметил в предисловии академик Дмитрий Львов, это вообще первое в современной отечественной историко-экономической литературе систематическое изложение экономических идей христианства.
ТВОРИТЬ ВМЕСТЕ С БОГОМ
- Какие же из богословских представлений об экономике для современного человека актуальны?
- Прежде всего концепция, настаивающая на соучастии человека в процессе Творения. Один из святых отцов XIV века сказал, что Бог почил от всех дел Своих, но только от тех, которые начал. То есть Творение - это незаконченный процесс. Он будет продолжаться и далее - после Страшного суда, после окончания этого мира - и Земля исчезнет, и небо совьется яко свиток... Ведь в Апокалипсисе сказано: се, творю все новое. То есть старое прошло - се творю все новое. Так вот и сейчас этот процесс идет. А человек для того и создан, чтобы быть участником процесса Творения. И для нас это очень важно с точки зрения определения социальных, политических, экономических перспектив. Для преодоления концепции "производства ради производства". Даже - "производства ради потребления". Это ограниченная концепция. А вот концепция с участием человека в Творении преодолевает ограниченность наших современных политико-экономических воззрений.
ЕСТЬ У ЭКОНОМИКИ НАЧАЛО,ЕСТЬ И КОНЕЦ?
- Но ведь сама экономика, как следует из вашего труда, явление временное и вообще следствие грехопадения наших прародителей?
- Некоторый элемент экономики существовал, конечно, и в райские времена. Адам был помещен в рай, каковой он должен был возделывать. Но экономики в том ее понимании, в котором она существует сейчас, тогда не было. Для жителей рая экономика была как бы органической частью их существования. То есть он работал не потому, что ему хочется покушать, а потому, что, во-первых, ему заповедь такая была дана - возделывать этот сад. А во-вторых, он, возделывая этот сад, реализовывал свои творческие возможности. Ведь райское состояние означает не то, что мы будем лежать и плевать в потолок, а то, что будем реализовывать свой потенциал, который в нас Господь вложил. У нас же есть образ и подобие Божие. А если их не возделывать, над ними не трудиться, они исчезают, и возникает грех. Видимо, так случилось и у Адама. После этого и изменилось качество хозяйства. Из творческого процесса оно превращается в принудительный. И мы никогда не преодолеем, находясь в этом мире, принудительного характера труда. Потому что с этими словами "в поте лица твоего снеси хлеб твой" ты был отправлен из рая. Только тогда, когда ты туда вернешься, вот тогда экономика и кончится. А последней границей будет тот момент, когда "небо совьется яко свиток". Я не исключаю того, что и после этого будут другие трудовые отношения, но уже не на принудительных основаниях.
ЛОЖЬ ПОКРЫЛА ЗЕМЛЮ
- Вы и последние экономические беды России объясняете с богословских позиций? "Общая причина современного экономического упадка, - говорится в книге при анализе экономики 90-х, - кроется в том, что было ясно уже в евангельские времена..." Это так?
- Конечно! Вспомним слова Ефрема Сирина: "Оскудела истина, и ложь покрыла Землю". Не надо вранья. Если бы сказали населению в 91-м году: "Мы идем с вами в тот период дикого капитализма, где была формальная демократия, но где ради выгоды человек спокойно мог перешагнуть через труп другого", я не думаю, что наше население так туда рвануло бы. Нам же сказали, что вы идете в какое-то рыночное изобилие, вот люди туда и бросились, потому что кушать хотели. Но на самом деле это был период первоначального накопления капитала, абсолютно со всеми особенностями, которые всем уже хорошо известны. И с ограблением населения, и с преступностью. Как будто кто-то прочитал "Капитал" Маркса, 24-ю главу первого тома, и воплотил ее у нас в 90-х годах прямо с деталями. Только что не вешали людей на углах. Но вместо того чтобы вешать, давали возможность умереть с голоду.
КОГО НАКАЖУТ ЗА АПОСТАСИЮ?
- И что же согласно вашим выводам впереди?
- Зависит от того, как себя поведем. Давайте мы хотя бы разработаем план нашего развития, потому что 90-е годы - это время, когда все ветры дули в разных направлениях одновременно. Но сейчас, когда у нас вроде как голова остыла, давайте посмотрим на три, на пять, на семь лет вперед. А план - это критериальная система. И вот тут-то давайте мы честно скажем людям, чего мы хотим. Прямо скажем: мы хотим вас эксплуатировать, поэтому у вас не будет социальных гарантий, у вас не будет бесплатного здравоохранения, бесплатного образования - идите к урнам избирательным, голосуйте за нас. Либо давайте скажем людям другое: мы хотим, чтобы ваши конституционные права были гарантированы, не позволим вам умирать с голоду, обеспечим вам социальные гарантии. Мы, государство, поработаем над этим вместе с вами. И вместе с Богом. Или против Него. Он-то хочет, чтобы все спаслись и в разум истины пришли, а мы ему возражаем. В 90-е годы мы Ему возражали всей нашей экономической политикой. Сейчас вроде бы уже нет такой апостасии - восстания против Бога, как было в 90-е годы. Сейчас какая-то балансовая ситуация. Так давайте ее развивать туда - к Богу. А Бог - это в принципе социальная справедливость. Потому что пока еще наш народ это чувствует, пока еще он есть. Но если к середине века, как нам прогнозируют, нас уже будет не 140, а 80 миллионов, народ просто сойдет с исторической арены. Это и будет Божие наказание за апостасию семидесяти лет советской власти и десяти лет ельцинского периода. Но тогда те, кто вел народ в эту сторону, понесут ответственность. Не здесь. А ответственность там будет гораздо хуже, чем здесь.
МИР С ТОЧКОЙ И БЕЗ
- И что может предложить Церковь обществу в организации экономики?
- Самое главное - мир. Для этого Церковь на земле существует. Речь не о примирении с миром, а о стяжании мира. Жаль, что мы потеряли нормы написания слова "мир", которые существовали до революции. Мир может быть через "i" с точкой, тогда это то, что нас окружает. И мир может быть через "и" обычное, тогда это - состояние. И вот этот мир Церковь предлагает обществу. А также некий критериальный аппарат, который при условии его использования может минимизировать возможность возникновения конфликтов. Здесь можно говорить об определении соотношения потребления и накопления в обществе. О соотношении производства и потребления и так далее. Я попытался показать, что в виде некоей системы уравнений их можно вывести, и они могут быть рассмотрены. А затем уже можно понять, как ведет себя общество при том или ином значении этих показателей. И что нужно сделать для того, чтобы в перспективе изменить соотношение этих показателей с тем, чтобы снять конфликты и внести в общество тот мир, который принес нам Христос, когда сказал: "мир Мой даю вам". Вот что Он нам дал. Не экономику или политику, а мир. И вот этот мир мы должны соблюдать.
ДВЕ БИОГРАФИИ И ОДНА ЖИЗНЬ
Можно бы рассказывать о нем, как о двух совершенно разных людях.
Жизнеописание игумена Филиппа логично начинать с самого детства, когда его трехлетним мальчиком привели в храм, в котором он через много лет будет служить. С тех пор и всю жизнь - регулярные богослужения. Потом - монашеский постриг, духовная семинария. Продвижение от одного монашеского сана к другому. Высокий пост в Патриархате. Богословские труды.
Биография ученого и чиновника Вениамина Симонова тоже по-своему закономерна. Детство в среднестатистической, как он сам говорит, семье советских интеллигентов. Школа и МГУ - с отличием. Кандидатская, докторская. Успешная карьера: сотрудник Министерства внешних экономических связей, начальник аналитической службы и советник гендиректора Межбанковской валютной биржи, затем - вице-президент банка, крупный государственный чиновник. Ученые труды в сфере макроэкономики и международных финансовых отношений. Лекции и научная работа в МГУ.
Но это не две жизни, а одна. И никакой двойственности в этом человеке нет. Как раз сам он ценит более всего эту нераздельность. И в своей судьбе. И в жизни вообще.

Пить или не пить? На войне эта дилемма нередко превращалась в вопрос жизни и смерти

Владислав Ржевский, Калининград
Труд
Кадр из фильма «Судьба человека», который снимался в бывшем Кенигсберге в 1958 году. Фото из открытых источников

В 1945 году, когда советские войска начали наступать уже по чужой земле, происходило немало ЧП, связанных с алкоголем. Отступая, враг оставлял то цистерны со спиртом, то ящики со шнапсом и вином....

Жизнь 00:01 / 21 Марта 2025 8453
Далеко от Москвы

Есть ли жизнь за МКАД? «Труд» ответственно заявляет: есть! Да еще какая!

Юрий Совцов, ведущий рубрики
Труд
Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Нам, похоже, скучно жить без приключений. Иначе чем объяснить появление сообщений, от которых мурашки по коже? Остается пожелать всем любителям острых ощущений, чтобы все в конце концов заканчивалось хорошо, без потерь и потрясений....

Жизнь 02:01 / 21 Марта 2025 6867
Земляк в иллюминаторе

60 лет назад Алексей Леонов совершил исторический выход в открытый космос. А дома его ждали родные люди...

Владислав Ржевский, Калининград
Труд
Этот мурал с 2018 года украшает дом на улице Космонавта Леонова в Калининграде, в котором, к слову, жил его брат –ихтиолог Борис Леонов. Фото автора

В конце 1940-х большая семья Леоновых (трех сыновей и шесть дочек вырастили Евдокия Минаевна и Архип Алексеевич) переехала из Кемерово в Калининград. Город, где прошла его юность и где на Старом кладбище упокоились родители, прославленный космонавт...

В разных частях России разгораются скандалы с одарением жилищными сертификатами новоиспеченных россиян

Михаил МОРОЗОВ, обозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Belkin Alexey, globallookpress.com

Случаи невиданной щедрости за бюджетный счет по отношению к не так давно прибывшим к нам из стран ближнего зарубежья гражданам далеко не частные, таких примеров все больше. Но федеральная власть на возмущенные...

Все больше людей предпочитают жить одни - без супругов, без детей, без родни

Надежда Гужева
Труд
Фото: Александр Легкий, globallookpress.com

Тяга к одиночеству — мировая тенденция, особенно затрагивающая развитые страны. Ученые называют это скучным термином «домохозяйства, состоящие из одного человека». И Россия тоже в тренде. Как отмечает...

Жизнь 00:01 / 14 Марта 2025 4674
Календарь: 14 марта

В этот день в 1879 году родился выдающийся физик Альберт Эйнштейн

Труд
Швейцарский, немецкий и американский физик-теоретик, один из основателей современной теоретической физики Альберт Эйнштейн. Фото: © Scherl, globallookpress.com

1492 Супруга Хуана II кастильская королева Изабелла распорядилась выслать из Испании 150 тысяч евреев, если те не примут католичество. 1835 Родился Джованни Скиапарелли, итальянский астроном. В 1877 году он обнаружил...

Власть имущие привычно ужесточают репрессии в отношении автомобилистов

Леонид Ольшанский, вице-президент Движения автомобилистов России
Труд
Фото: © Alexander Legky, globallookpress.com

Вечно актуальная проблема: как повысить безопасность на дорогах? Более 10 лет назад президент Владимир Путин провозгласил, что в этом деле на первом месте стоит строительство новых дорог, на втором — повышение...

Жизнь 20:01 / 15 Марта 2025 4381
Последняя колонка

83% россиян сталкиваются с семейными трудностями - опрос

Труд
Фото: Drazen Zigic, ru.freepik.com

Ловись, рыбка большая Во Всероссийском НИИ рыбного хозяйства и океанографии вывели карпа с геномом белка, который ускоряет процесс набора веса. Генетики рассчитывают научиться выращивать рыбу, которая будет как минимум на четверть...

Жизнь 00:02 / 14 Марта 2025 4272
На паузе

Так что же будет с летним отдыхом в Анапе?

Марина Крючкова
Труд
Фото: © Roman Naumov, globallookpress.com

К 8 марта в Анапе резко потеплело: плюс 19 после двух недель холода в феврале, когда южное побережье покрылось снегом, а коса Голенькая у Бугазского лимана — льдом. Волонтеры спасли там из плена...

80 лет назад Советская армия пошла на штурм столицы прусского логова

Владислав Ржевский, Калининград
Труд
В Кенигсберге враг обещал «устроить русским немецкий Сталинград». Но город продержался всего четыре дня. Фото: Scherl/globallookpress.com

В ходе Восточно-Прусской операции, начавшейся 13 января 1945-го, уже через две недели Красная армия дошла до Кенигсберга. А 29 января город был окружен. Однако стремительный 100-километровый бросок дался дорогой ценой....

МВД Украины объявило убийство Демьяна Ганула заказным

Кадр видеозаписи с хостинга YouTube

В Одессе убили радикального украинского националиста Демьяна Ганула - организатора поджога Дома профсоюзов в мае 2014 года. Об этом сообщил депутат Верховной рады Украины Алексей Гончаренко (в России внесен в перечень террористов и экстремистов). «По...

В России снова хотят разрешить усыпление бездомных псов

Ирина Хмара
Труд
Фото: © Lee Thomas, globallookpress.com

В Госдуме спешно разработан законопроект по борьбе с бездомными собаками: «С улицы — в приют, через 30 дней — эвтаназия». Поводом послужили очередные резонансные ЧП с нападениями...

«Они отступали через Гончаровку. Сейчас не осталось путей отступления», - отметили в российских силовых структурах

Фото: Дмитрий Смоленко/Keystone Press Agency, globallookpress.com

После освобождения российскими войсками села Гончаровка в Курской области у бойцов вооруженных сил Украины (ВСУ) не осталось путей отступления из региона. Об этом рассказал ТАСС сотрудник российских силовых структур. «Они отступали через...

Жизнь 00:01 / 28 Февраля 2025 3886
Календарь: 28 февраля

90 лет назад был изобретен нейлон

Труд
Нейлоновые чулки, 1950-е, Германия, Европа. Фото: © our-planet.berlin, globallookpress.com

1732 В Петербурге открылся Кадетский корпус — первое в России военное сухопутное учебное заведение. 1810 Образован Гвардейский экипаж — единственная морская часть русской гвардии в дореволюционной России....

Жизнь 20:01 / 22 Марта 2025 3716
Последняя колонка

В Перми стали реже разводиться… или чаще вступать в брак

Труд
Фото: © Aleksey Smyshlyaev, globallookpress.com

Пермская аномалия или великий почин? Обнадеживающая новость: в Пермском крае в наступившем году число заключенных браков значительно превышает количество расторгнутых. В январе — феврале свадьбу отпраздновали 1907...

По словам члена Общественной палаты России, большинство населения не желает покидать свои дома

Фото: Cover Images/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Многие жители приграничных сел Сумской области Украины отказываются покидать свои дома, так как ждут российскую армию. Об этом рассказал РИА Новости председатель комиссии Общественной палаты РФ по вопросам суверенитета, сопредседатель координационного...