В Москве на этой неделе состоялся VI Российско-Китайский энергетический бизнес-форум (РКЭБФ). Этот форум проводится ежегодно с 2018 года в соответствии с договоренностями, достигнутыми президентом РФ Владимиром Путиным и председателем КНР Си Цзиньпином.
Каждый год на форуме собираются российские и китайские политические деятели, представители крупнейших компаний энергетической и смежных отраслей, ученые, академики, эксперты и аналитики. Вот и в этом году участие в мероприятиях приняли свыше 500 человек. Как было отмечено в ходе форума, участвующие в РКЭБФ компании обеспечивают до 40% торговли между Россией и Китаем.
Среди главных участников — ответственный секретарь комиссии по ТЭК, главный исполнительный директор ПАО «НК «Роснефть» Игорь Сечин, вице-премьер Госсовета КНР Дин Сюэсян, вице-премьер РФ Александр Новак и председатель совета директоров Китайской национальной нефтегазовой корпорации (CNPC) Дай Хоулян.
Также участие в открытии приняли заместитель руководителя администрации президента РФ Максим Орешкин, министр энергетики РФ Сергей Цивилев, руководитель Госэнергоуправления КНР Чжан Цзяньхуа, главы многих российских компаний.
Приветственные слова участникам направили президент РФ Владимир Путин и председатель КНР Си Цзиньпин.
Приветствие президента РФ участникам РКЭБФ зачитал Игорь Сечин. По словам Владимира Путина, отношения между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой динамично развиваются в русле всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия. Одной из наиболее значимых составляющих этих отношений традиционно является энергетическое сотрудничество, которое за последнее время стало особенно насыщенным и продуктивным.
«Планомерно расширяется двустороннее взаимодействие в нефтегазовой, угольной и электроэнергетической сферах. Рекордных объемов достигают поставки российских энергетических ресурсов на территорию Китая. Специалисты наших стран вместе работают над совершенствованием технологий добычи, переработки и транспортировки сырья, повышением их экологической безопасности», — отметил Владимир Путин.
Президент России выразил уверенность, что работа форума будет плодотворной, а высказанные его участниками идеи и предложения получат практическое применение.
Послание председателя КНР зачитал Дин Сюэсян. В нем Си Цзиньпин отметил, что благодаря совместным усилиям китайско-российские отношения всеобъемлющего партнерства и стратегическое взаимодействие поступательно развиваются. Двустороннее сотрудничество в энергетической сфере приобретает зрелый, устойчивый и прочный характер, приносит реально ощутимую пользу народам двух стран.
«На новой исторической отправной точке китайская сторона готова вместе с российскими коллегами и дальше продвигать взаимовыгодное энергетическое взаимодействие, обеспечивать стабильность и прочность цепочек производства и поставок в области энергетики, вносить свою лепту в более динамичное, «зеленое» и здоровое развитие глобальной энергетической индустрии», — заявил в приветствии Си Цзиньпин.
Председатель КНР отметил, что Китайско-Российский энергетический бизнес-форум представляет собой важную площадку для установления контактов, укрепления взаимопонимания и продвижения сотрудничества по линии предприятий двух стран. «Выражаю надежду на то, что углубленные дискуссии вокруг главной темы форума позволят его участникам обсудить возможности сотрудничества, обменяться информацией и раскрыть потенциал взаимодействия в интересах высококачественного развития энергетического сотрудничества наших стран», — написал Си Цзиньпин.
Укрепление сотрудничества
Об особенностях и перспективах развития сотрудничества между Россией и Китаем подробно в своем выступлении на форуме рассказал глава «Роснефти» Игорь Сечин. Он напомнил, что в прошлом году товарооборот между РФ и КНР вырос на 26% и достиг 240 млрд долларов, значительно превысив намеченную планку в 200 млрд долларов. «Из этой суммы 95 млрд долларов приходится на экспорт минерального топлива из России в Китай. По своему масштабу российско-китайское сотрудничество в области поставок нефти уже не имеет равных на пространстве Евразии», — заявил он.
Только за 2023 год Россия экспортировала в Китай 107 млн тонн нефти, 34 млрд кубометров природного газа и более 100 млн тонн угля. Как пояснил заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов, Китай является вторым по величине потребителем нефти в мире и крупнейшим ее импортером. «Спрос относительно добычи в этой стране растет опережающими темпами. Китай — основной драйвер роста спроса на нефть. Следом за ним по этому показателю следует Индия (третий по величине потребитель черного золота в мире). Такие игроки, как США и Евросоюз, давно не демонстрируют сколь-нибудь впечатляющих результатов с точки зрения роста спроса на энергоносители», — рассказал он.
«Полагаю, что следующий этап развития наших отношений должен быть нацелен на укрепление взаимодействия с китайскими коллегами по всей цепочке создания добавленной стоимости в энергетике и смежных сферах, включая развитие передовых технологий, машиностроение, современное судостроение, поставки промышленного оборудования, альтернативную энергетику, сокращение выбросов и совместное участие в НИОКР», — отметил глава «Роснефти».
При этом сотрудничество двух стран развивается в условиях беспрецедентного внешнего давления. «Однако все усилия по сдерживанию роста наших стран приводят к обратному результату: темпы роста ВВП Китая (5,2% в 2023 году) и России (3,6% в 2023 году) уверенно опережают страны Запада и среднемировые покели», — отметил он.
«При этом хотел бы отметить, что Запад изначально переоценил эффективность своего давления на мощный потенциал экономик наших стран. Так, за прошлый год МВФ четыре раза повышал свой прогноз по росту ВВП России. Увеличение ВВП России по итогам года превзошло изначальные ожидания почти на 6 процентных пунктов», — рассказал Игорь Сечин.
Аналогичная ситуация наблюдалась и в случае Китая. «Несмотря на неоднократно предсказанное западными наблюдателями «неизбежное» замедление китайской экономики, по прогнозам того же МВФ, вклад Китая в рост мировой экономики в течение следующих пяти лет составит 21%, что превысит совокупный вклад всех стран «Большой семерки» (20%)«,- подытожил он.
При этом рост ВВП в I квартале 2024 года составил 5,4% к предыдущему году, а индекс промышленного производства увеличился на 5,6%. Безусловно, добавил Сечин, перестройка логистических маршрутов на рынки АТР и стабильный нефтяной экспорт сыграли немаловажную роль в обеспечении устойчивости российской экономики.
По мнению главы «Роснефти», Запад внимательно следит за успехами России и Китая и стремится всячески затормозить развитие наших стран. Последним вопиющим примером этого является резкое повышение США и Евросоюзом заградительных пошлин на товары, оборудование и компоненты в сфере чистой энергетики из Китая. Как справедливо отметил МИД КНР, согласно логике США, предоставляемые ими субсидии считаются «важнейшими промышленными инвестициями», а субсидии других стран рассматриваются как «вызывающая тревогу недобросовестная конкуренция», заметил Сечин.
«Взаимодействие между Россией и Китаем будет становиться все более плотным, все более тесным, — считает доктор исторических наук, профессор РАН Александр Ломанов. — И цель 300 млрд долларов в год к концу нынешнего десятилетия становится вполне реалистичной и достижимой».
Ожидания роста поставок
«Продолжающийся экономический рост Китая означает рост потребности в надежном и безопасном энергоснабжении. В частности, по оценкам МЭА, потребление жидких углеводородов в Китае увеличится на 9% к 2030 году», — сказал Игорь Сечин, выступая с докладом на открытии VI Российско-Китайского энергетического бизнес-форума. Он добавил, что российские компании готовы внести свой вклад в вопрос обеспечения энергобезопасности и потребления энергии Китая.
Глава «Роснефти» отметил, что сотрудничество России и Китая в энергетике предопределено географическим положением двух стран и их местом на энергетической карте мира — Россия производит 11% мирового объема жидких углеводородов, а на Китай приходится 16% их мирового потребления.
За первые шесть месяцев этого года российский энергетический экспорт в Китай составил около 46 млрд долларов, что на 4% превысило показатель предыдущего года, отметил Игорь Сечин. «В результате наша страна обеспечила почти 20% импорта энергоресурсов Китая в стоимостном выражении. Напомню, что в 2021 году этот показатель составлял всего 13%», — подчеркнул он.
За последние два с половиной года Россия существенно увеличила нефтяной экспорт в Китай, что позволило ей стать главным поставщиком нефти в эту страну, опередив Саудовскую Аравию. Только за первое полугодие этого года нефтяные поставки России в Китай выросли на 5% и превысили 55 млн тонн.
«В свою очередь, Китай является крупнейшим покупателем российской нефти. По нашей оценке, с января 2022 года по июнь 2024 года экономический эффект для Китая от импорта российской нефти по сравнению с закупками из ближневосточных стран составляет от 14 до 18 млрд долларов», — сказал Игорь Сечин. Сегодня рассматриваются различные варианты увеличения поставок российской нефти в Китай, в том числе и по Северному морскому пути, добавил он.
Китай является вторым по величине потребителем нефти в мире и крупнейшим ее импортером. «Суточный объем потребления, по предварительной оценке ОПЕК, в КНР во II квартале приблизился к 17 млн баррелей в сутки. По прогнозам Организации стран — экспортеров нефти, этот показатель должен составить 17,12 млн баррелей в сутки по итогам года, увеличившись по отношению к аналогичному показателю 2023 года на 0,76 млн баррелей в сутки. Из потребляемого объема Китай самостоятельно добывает не более 5 млн баррелей в сутки», — рассказал Александр Фролов.
Отметил Сечин и безопасность поставок нефти из России в Китай. «Значительная часть российской нефти поступает по нефтепроводу ВСТО, который в текущей ситуации является более надежным каналом транспортировки по сравнению с танкерными перевозками через Ормузский пролив или Суэцкий канал ввиду растущей геополитической нестабильности этих регионов», — пояснил он.
Проблема судоходства в Красном море и через Суэцкий канал — постоянный гость новостных каналов, поясняет Александр Фролов. «Пока речи не идет о каких-то критических проблемах. Но нельзя сбрасывать со счетов возможное обострение вокруг Ормузского пролива (последний раз угроза над ним повисла после взаимного обмена ударами между Ираном и Израилем). Также болевой точкой для АТР является Малаккский пролив», — отметил он.
Надежные инвестиции
Укреплению сотрудничества, сказал Сечин, могли бы содействовать прямые инвестиции Китая в российскую энергетику и смежные отрасли, в которых сегодня возникают привлекательные возможности для наших партнеров. По его словам, «такие инвестиции могли бы создать существенный синергетический эффект, ведь Россия — одна из немногих стран, которая последовательно вкладывается в развитие традиционной энергетики, а Китай за последние несколько лет превратился из импортера в экспортера капитала».
Как пояснил Александр Ломанов, сотрудничество России и Китая будет развиваться в самых современных отраслях сегодняшнего дня и отраслях завтрашнего дня, отраслях будущего. «То бишь [речь идет] о том, чего нет сейчас ни у Китая, ни у России, ни у ведущих стран Запада. И те разработки, которые будут появляться у Китая в процессе создания, освоения вот этих производительных сил нового качества, могут стать очень важной перспективной площадкой нашего двустороннего сотрудничества», — пояснил Ломанов.
По мнению Игоря Сечина, одним из перспективных направлений потенциального сотрудничества является освоение ресурсов Арктики, где сейчас активно развивается проект Северного морского пути — кратчайшего маршрута доставки наших энергоресурсов в Азию.
«Для работы Северного морского пути потребуется танкерный флот высокого ледового класса, который можно будет создать в кооперации с китайскими судостроителями и поставщиками комплектующих», — отметил глава «Роснефти».
По мнению главы «Роснефти», показательна и динамика российско-китайских взаиморасчетов — значительный взаимный товарный поток, а также товарные потоки третьих стран позволили России и Китаю оперативно перейти на расчеты в национальных валютах, доля которых по итогам 2023 года превысила 90%.
«Факт лидерства энергетического сектора России в выстраивании взаимовыгодных отношений с Китаем доказывает гибкость и способность отрасли (прежде всего нефтянки) оперативно реагировать на резкие, порой кардинальные изменения рыночных условий под воздействием геополитических рис-ков (санкционное давление). Это особенно заметно на фоне отставания других отраслей (в первую очередь финансовой)», — подытожил политолог Леонид Крутаков.
Следующий, VII Российско-Китайский энергетический бизнес-форум состоится в Китае в 2025 году.