- В актерских кругах ходит легенда: будто после того, как Петренко примерил на себя образ Ивана Грозного, он стал страдать подагрой - ровно как русский царь.
- Увы, жестокая подагра у меня и раньше была. Передалась, как вы понимаете, не от Грозного, а по наследству. С ораторией "Иван Грозный" (по музыке Прокофьева к знаменитому фильму Эйзенштейна) я действительно выступаю больше десяти лет. Когда принялся изучать исторические материалы, прознал, как лечили Грозного... Пчелоужалением! Конечно, я попробовал этот способ. И ужасные приступы подагры если не прекратились, то стали намного мягче.
Лечат так: знакомый пасечник привозит пчел, достает пинцетиком каждую, ставит на суставы... Мне - девять штук, я больше не выдерживаю. А вот жена моя Галюся может вытерпеть и двадцать пчел! Больно, конечно, но это боль исцеляющая, благодатная.
- В прокофьевском "Иване Грозном" вы теперь не только декламируете в сопровождении хора и оркестра, но и поете. Как это сложилось?
- Сперва знаменитый дирижер Владимир Федосеев пригласил меня как драматического актера. Но в оратории есть еще колыбельная песня, а также сольный номер для баритона. Уже позвали на прослушивание двух девушек меццо-сопрано и двух баритонов. И тут я обнаглел: "Владимир Иванович, а что если я спою колыбельную?" Он удивился: "Но как, у вас же нет вокального образования. Да, голос ваш красив, но вы элементарно не сможете перекрыть оркестр". - "А зачем его перекрывать? Он просто помолчит". Маэстро изумился еще больше: "То есть как - помолчит?! Идет симфонический концерт, и вдруг оркестр прекратит играть? Да такого не бывает!" - "Не бывает, так давайте попробуем", - ответил наглый драматический артист. Явно недовольный, Владимир Иванович тем не менее согласился. Оркестр начинает играть, доходит до нужного места, замолкает, пауза, потом я пою - и тут все музыканты принимаются аплодировать! Надо было видеть напряженное лицо Владимира Ивановича - но дело сделано: оркестр мою идею утвердил. После этого Федосееву ничего другого не оставалось, как сказать: "Меццо-сопрано свободны". Девочки ушли.
А когда дошло до баритональной вещи, сам Владимир Иванович предложил: "Алексей Васильевич, ну тут уж вам сам бог велел". - "Да, велел", - отвечаю в тон. "Ну тогда валяйте".
Не так давно мы исполняли ораторию в Петербурге уже с новым поколением музыкантов - Санкт-Петербургским симфоническим оркестром Сергея Словачевского. Показывали "Грозного" в Париже, Цюрихе, Вене. Везде - горячий прием, успех. Мало кто может так разбередить душу, как Прокофьев. Очень люблю этого замечательного композитора.
- Раньше вы говорили, что пение - это ваше хобби.
- Сейчас готовятся сразу три музыкальных диска: советские песни, народные (русские и украинские), арии из опер и романсы. Не для заработка - на этом не разбогатеешь. На хлеб себе зарабатываю, снимаясь в кино. В театре играю мало, занят только в одном проекте - спектакле "Вишневый сад" Эймунтаса Някрошюса с московскими артистами, где играю в компании с замечательными актерами - Мироновым, Максаковой, Ильиным, Стрелковой-Оболдиной и молодыми ребятами.
Да и в кино снимаюсь намного меньше того, что предлагают. Потому что стоящих предложений мало. Вот снялся в 12-серийном фильме Би-би-си под названием "За закрытыми дверями". Сыграл самого Иосифа Виссарионовича Сталина. Роль очень объемная, начиная с довоенного периода, потом война и после войны. А еще пригласили в английский фильм "Черчилль на войне" - тоже сыграл Сталина, но там это эпизодическая роль.
- Это уже ваш пятый Сталин. Значит, есть что-то общее в ваших характерах?
- В жизни я вроде мягкий. А копни, получается, что диктаторские замашки бурлят внутри. (Смеется.) Так, выходит? Да нет, думаю, никакой я не диктатор - просто предложили, и я выполнил профессиональное задание, больше ничего.
- Вы - прирожденный Тарас Бульба. Как получилось, что в фильме, который сейчас снимает Владимир Бортко, не вы исполняете эту роль?
- Вот получилось. Честно говоря, не печалюсь по этому поводу. В жизни всякое бывает
- А ведь в свое время Бортко в нескольких интервью говорил, что другого актера на эту роль не видит.
- Знаете, я удовлетворил свои амбиции тем, что два раза записал саму повесть "Тарас Бульба". Причем без купюр. Хотя был убежден, что гоголевскую хвалу православию потребуют вымарать. Знаете, все время страх присутствует: а что скажут поляки-католики, вдруг осерчают? Когда Бондарчук хотел снимать фильм, то советское руководство опасалось: как бы Польшу не обидеть, мы один социалистический лагерь, нельзя... А с евреями как быть? Там эта тема тоже очень интересно, ярко выписана. Я не знаю, как Бортко обойдется с этим делом.
В Киеве тоже готовится проект фильма "Тарас Бульба", они хотят снимать свою версию. Вот туда меня точно приглашают. Только если будут тянуть, дождутся, что я на коня уже не взлезу. Подагра-то, она не дремлет. Одна надежда на пчел да на рецептик от царя Иоанна Васильевича.
РЕЗЮМЕ
Алексей Петренко, актер
Родился 26 марта 1938 года в Черниговской области. В 1961 году окончил Харьковский театральный институт. Играл в театрах Запорожья и Донецка, с 1964-го - актер Ленинградского театра им. Ленсовета, с 1977-го - Московского драматического театра на Малой Бронной, с 1978-го - МХАТа. В 1982-1986-м сотрудничал с театром "Школа драматического искусства" Анатолия Васильева, в 1991-1992-м - с театром "Школа современной пьесы" Иосифа Райхельгауза.
Дебютировал в кино в 1967 году (фарцовщик в фильме "День солнца и дождя"). К числу звездных работ Алексея Петренко принадлежат роли летчика в ленте Алексея Германа "20 дней без войны" (1976), Григория Распутина в картине Элема Климова "Агония" (1984). За роль присяжного заседателя в фильме Никиты Михалкова "12" (2007) получил "Золотого орла". В настоящее время снимается у Михалкова в фильме "Утомленные солнцем-2".
Петренко - народный артист РСФСР (1988 год). Супруга - Галина Кожухова-Петренко, известный театровед и кинокритик. Дочь от первого брака Полина - выпускница музыкального училища. Сын - Михаил Кожухов, телеведущий.