С созданием антигитлеровской коалиции между союзниками стали устанавливаться тесные взаимоотношения. Примером такого рода контактов явилось открытие в августе 1941 года английской военно-морской миссии в СССР. В ее состав поначалу входили 15 человек, но постепенно штат раздулся до 238 сотрудников. Были среди них и профессиональные разведчики.
Первым в поле зрения нашей контрразведки попал заместитель начальника морской группы английской военно-морской миссии в СССР капитан 2 ранга Дерек Уайберд. Контрразведчики обратили внимание на то, что этот офицер старается как можно чаще посещать советские корабли и аэродромы, проявляет при этом излишнее внимание к специфическим вопросам технического оснащения, боевой подготовки.
Наши спецслужбы навели справки. Выяснилось, что Дерек Уайберд родился в 1904 году в Лондоне. Достаточно хорошо владеет русским языком, который изучал в 1933 году в течение девяти месяцев в Таллине. В то время этот город являлся центром подготовки английских и американских разведчиков русского направления.
За Уайбердом начали вести постоянное наблюдение. Уже 6 сентября 1941 года начальник 1-го управления наркомата ВМФ контр-адмирал Николай Зуйков доложил командованию: "Уайберд находился в Севастополе (с 11 по 21 августа 1941 года) исключительно для организации и направления разведывательной работы прибывших сюда офицеров - капитанов Фокса, Эмброуза и лейтенанта Пауэлла. Прибывающие в СССР английские офицеры становятся информаторами Уайберда и осуществляют с ним связь, используя для этого шифр. Вывод: Уайберд - профессиональный разведчик, имеющий солидный стаж работы в этой области и хорошую спецподготовку. Имея дипломатическую визу и являясь членом военной миссии, использует свое положение для организации разведывательной сети в нашей стране". Так возникло "дело" английских офицеров.
Наши контрразведчики взяли в разработку группу капитана Фокса. Выяснилось, что этот офицер также проходил разведподготовку в Таллине. Знает русский и немецкий языки. Наводит справки о строящихся кораблях, их тактико-технических данных. Очень интересуется укреплениями Севастополя, военной авиацией. Выяснилось также, что Фокс имеет постоянную радиосвязь шифром с Уайбердом и военно-морским командованием в Александрии.
"Шпионские гены" обнаружились и у капитана Эмброуза. По линии внешней разведки было выяснено, что он проходил подготовку в Таллинском разведцентре одновременно с Уайбердом, также является профессиональным разведчиком.
25 сентября 1941 года в адрес наркома ВМФ Николая Кузнецова поступило спецсообщение от начальника 3-го управления НК ВМФ СССР контр-адмирала Андрея Петрова "О проведении разведывательной деятельности на Черноморском флоте представителями английской военно-морской миссии". В нем, в частности, отмечалось: "Оставшиеся на Черноморском флоте представители английской военно-морской миссии Фокс и Эмброуз продолжают усиленно заниматься разведывательной работой. Путем личного наблюдения и бесед с командным составом они пытаются подробно выяснить, какое вооружение имеется на том или другом корабле, их тактические и ходовые качества".
Наиболее серьезную информацию о шпионской деятельности миссии "накопал" агент 3-го отдела Беломорской военной флотилии, подписывавший свои донесения фамилией Смыслов. Он сумел войти в доверие к старшему помощнику командира английского тральщика "Брамбл" капитан-лейтенанту Бенсону. Этот тральщик базировался в Архангельском порту у причала под названием "Экономия". "Смыслов" часто бывал на корабле и даже выпивал со своим новым "приятелем". Однажды во время очередного возлияния капитан-лейтенант Бенсон отлучился в корабельный туалет. "Смыслов" покопался у него в столе и нашел необычную книгу, изданную миссией на английском языке под названием "Кольский полуостров и Архангельск". Каждая страница в ней была заполнена лишь частично. Оставшееся место разграфлено, и туда корабельные офицеры должны были заносить добываемую ими развединформацию. В своем донесении 21 ноября 1941 года "Смыслов" писал: "В книге имелись следующие разделы: население, топография полуострова, подробное описание побережья, бухт. Состояние медпунктов. Перечень госпиталей в городах и портах. Почтовая связь, железные дороги, грунтовые дороги, внутриводные пути. Сигнальная, телефонная и радиосвязь. Береговые посты наблюдения и связи. Описание портов: Полярный, Мурманск, Кандалакша, Архангельск, Молотовск, Иоканьга и др. Авиация. Береговая оборона Кольского полуострова, Мурманска и Архангельска. Планы портов: Мурманска, Архангельска, Молотовска. Фотоснимки: Мурманска, Архангельска и других прибрежных местностей (всего около 30 фото).
Из-за недостатка времени (всего имел 15-20 минут) я не смог детально просмотреть весь текст книги и в особенности сводные таблицы по всем портам, но обратил внимание на то, что разделы имели примечание примерно следующего содержания: что "офицерам, пребывающим в России, следует уточнить и дополнить указанные в графах данные". Многие из них уже были заполнены чернилами от руки".
Видимо, то, что миссия поставила шпионскую деятельность на поток, оказалось последней каплей, переполнившей чашу терпения руководства ВМФ. Нарком Кузнецов вынес вопрос о деятельности английской миссии на заседание правительства. Уайберд и его команда вскоре были выдворены из СССР. Но инцидент широкой огласке не предали, с Англией не стоило портить отношения. Впереди была тяжелейшая война, для победы в которой требовалось сотрудничество с союзниками, если даже иногда они оказывались чрезмерно любопытными.