Первая партия российской антикороновирусной вакцины «Спутник V» произведена в Белоруссии. Этой новостью в пятницу, 26 февраля поделился с журналистами министр здравоохранения республики Дмитрий Пиневич.
«Мы выполнили договоренности наших президентов о совместном противодействии распространению инфекции. Вакцинация является сейчас неотъемлемым фактором борьбы против эпидемического процесса», - сказал глава медицинского ведомства.
Он также сообщил, что пока речь идет о производстве только пробных партий препарата. В ближайший месяц белорусские фармацевты будут отправлять результаты своей работы на проверку российским специалистам. И только после того, как будет получено подтверждение – производимый в республике препарат идентичен оригинальному производственные линии будут запущены на полную мощность.
По словам Пиневича, это должно произойти в конце марта.
«Мы первые зарегистрировали эту вакцину, первыми провели старт вакцинации этой вакциной вне границ России. Наша цель – локализация производства данного препарата на мощностях белорусских предприятий», - заявил он журналистам.
Назло «стране-агрессору»
Стоит отметить, что Россия согласна выдать разрешения на производство не только Минску, отношения с которым у нас далеко не безоблачные, но и любой другой стране, которая согласна заплатить соответствующую цену. Ранее глава Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) Кирилл Дмитриев сообщал, что российский препарат уже производится или начнет производиться в ближайшее время, в Индии, Корее, Бразилии и Китае. В Европе – Сербия намерена производить препарат не только для себя, но и для соседей по Балканскому полуострову. О намерении локализовать выпуск вакцины на своих предприятиях также сообщали власти Турции, Алжира, Ирана, Венесуэлы, Узбекистана и Венгрии.
Особняком на этом фоне стоит Украина, «обиженная» на Россию за Крым и потому не желающая спасать жизни своих граждан с помощью российского препарата. 10 февраля глава украинского правительства Денис Шмыгаль подписал постановление о запрете регистрации в республике вакцин, произведенных в РФ.
«Постановить, что регистрация вакцин или других медицинских иммунобиологических препаратов для специфической профилактики острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2, под обязательство для экстренного медицинского применения, разработку и/или производство которых осуществлено в государстве, признанным Верховной Радой Украины государством-агрессором, запрещается», - говорилось в тексте указа.
Несколько ранее депутаты Рады приняли закон об ускоренной регистрации на территории страны вакцин, прошедших клинические испытания в странах ЕС, США, Израиле, Великобритании и даже в Бразилии и Мексике. Отдельно в этом документе было зафиксировано, что эти препараты не должны быть разработаны в РФ.
Не кролики?
Аргументируя запрет российской вакцины, президент Украины Владимир Зеленский заявил, что украинцы – «не кролики», и экспериментировать над ними нельзя. При этом Киев тянул с началом прививочной кампании так долго, насколько мог, так что у многих возникло ощущение, что власти республики решили просто «заболтать» коронавирус.
Однако скептики оказались неправы. 24 февраля вакцинация в стране все же началась. Спасать людей от «ковида» решено было вакциной шведско-британской компании AstraZeneca, также иногда называемой «оксфордской вакциной».
Проблема с ней ровно одна: крайне низкая эффективность. 3 февраля швейцарский регулятор Swissmedic отказался регистрировать препарат. В ведомстве заявили, что компания представила недостаточные данные о ходе третьего этапа клинических испытаний.
В ЕС вакцину одобрили, однако немецкие медики постановили, что ею можно прививать только людей в возрасте от 18 до 64 лет. Получается, что защитить самую уязвимую перед коронавирусом часть населения – стариков – с помощью AstraZeneca не получится.
Примечательно, что профсоюз берлинских полицейских отказался от вакцинации с применением этого препарата. Правоохранители призвали руководство города «не жертвовать здоровьем полицейских и адекватно оценивать риски вакцинации».
Причина столь негативного отношения к «университетской вакцине» проста: эффективность создаваемого ею иммунитета эксперты оценивают в 60%. По мнению многих специалистов, AstraZeneca – «вакцина второго сорта». При этом, по данным британских СМИ, эффективность оксфордской разработки против новых штаммов коронавируса (таких, как южноафриканский B.1.351) – не превысит и десяти процентов.
«Описываемые нами результаты против южноафриканского штамма оцениваются в 10%. Очевидно, что это далеко от уровня в 60%. Даже если вы проведете более крупное исследование, то уровень эффективности вряд ли составит хотя бы 40% или 50%,— приводит слова профессора Шабира Мадхи из университета Витватерсранда издание The Guardian. – Результаты исследования говорят нам, что в относительно молодой демографической группе с низкой смертностью от таких заболеваний как гипертония, диабет и так далее, вакцина не защищает от легких и умеренных случаев заболевания».