Не все дождутся охоты на уток

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова — 39-летний Максим Севриновский заслуженно считается одним из лучших театральных актеров своего поколения. Вот и сейчас он впечатлил образом персонажа, пополнившим традиционную для русской литературы галерею «лишних людей». Однако и весь спектакль порадовал своей ансамблевостью и отличной игрой актерского коллектива.

Недавнему выпускнику мастерской Евгения Каменьковича и Дмитрия Крымова Аскару Галимову выпал счастливый билет, когда на его дипломный спектакль в ГИТИСе «П.О.Л.Е» по пьесе Олега Багаева пришли главный режиссер Театра им. Вахтангова Анатолий Шульев и актриса Людмила Максакова. Именно они пригласили молодого режиссера на Симоновскую сцену.

События пьесы Вампилова, написанной в 1967 году, режиссер не переносит в современность. Но на сцене нет и примет советского быта, и этим подчеркивается, что история Виктора Зилова — вневременная. Человек одаренный, но в то же время лишенный духовных ориентиров и не знающий, как найти применение своим способностям, может появиться в любую эпоху.

Зилов Севриновского в любой ситуации чувствует себя как рыба в воде. В нем так много энергии, что герой иногда даже подпрыгивает, как хорошо накачанный мяч. У него есть заботливая жена, любовницы одна моложе другой, новая квартира, друзья, интеллектуальная работа, а ко всему этому еще и талант нравиться людям. Вот только счастливым себя Зилов не чувствует, ощущая, что жизнь проходит мимо и она бесцельна. И утиную охоту в сентябре он ждет с такой же одержимостью, как три сестры у Чехова — переезда в Москву.

Героя Вампилова часто справедливо сравнивают с Печориным, тоже имевшим многое, но вечно неудовлетворенным. Правда, в отличие от персонажа Лермонтова, тонко разбирающегося в людях, Зилов слеп к чувствам окружающих. Он искренне не понимает, какую боль из-за собственного эгоизма и малодушия причиняет близким. Кстати, молодой режиссер посвятил постановку своим родителям и вывел в ней на сцену папу и маму Зилова — они появляются в его воспоминаниях. А одна из самых запоминающихся сцен — та, где герой узнает о смерти отца, которого четыре последних года не навещал, и начинает как автомат, с застывшим взглядом петь, «Жил да был черный кот за углом», деревянно пританцовывая при этом...

Женился, впрочем, Зилов по любви, но спустя шесть лет преданность и заботливость красавицы-жены Галины (Полина Чернышова) ему прискучили. С каждой новой любовницей он с волнением ждет большого чувства, которое продлится до конца его дней. Между тем Галина как раз и есть лучшее в его жизни, но герой понимает это, только когда она уходит от него.

Самой колоритной фигурой после Зилова в спектакле стал его начальник Кушак в исполнении Евгения Косырева. Это отчаянно жаждущий женского внимания мужчина, неуклюжий в общении с противоположным полом. Корпулентный актер успешно вносит нотку комического в спектакль. Впрочем, в постановке ярки практически все персонажи: и слегка инфантильный Саяпин (Виталий Иванов), и его уверенная в себе жена Валерия (Дарья Щербакова), и чувственная бывшая любовница Виктора Вера (Анастасия Жданова), и циничный официант Дима (играющий его Данила Гнидо в спектакле изображает и игрушечного котика, которого подарили Зиловым). А с какой изобретательностью и молодой энергией каждый из них танцует на новоселье у главного героя (отличная работа хореографа Полины Майоровой)!

«Утиную охоту» называют самой загадочной пьесой Вампилова. В спектакле это ее качество усилилось за счет неоднозначного открытого финала, по поводу которого мнения публики разделились. За моментом, когда Зилов намерен покончить с собой, следует его воспоминание о том, как они с женой в первый раз объяснились друг другу в любви. Галина говорит, что хотела бы венчаться, и на сцене высвечиваются церковные фрески. Эта сцена — одна из ключевых: быть может, если бы Зилов хоть во что-то верил, то не ощущал бы свое существование бесцельным и удерживался от бесконечных измен.

Некоторые зрители сочли такую концовку намеком на то, что супруга снова вернется к своему вконец запутавшемуся в жизни мужу (кстати, ощущение растерянности главного героя, отсутствия у него твердой почвы под ногами, пожалуй, и есть то, что роднит постановку с нашей современностью, где подобные настроения весьма распространены). Лично же мне показалось, что финал никакого просвета не содержит, и эта последняя картина — только попытка Зилова осознать, в чем он ошибся, перед самоубийством, которое герой все-таки намерен совершить.