Первой политический Олимп по истечении срока полномочий со всеми возможными почестями покинула председатель законодательного органа. А в конце минувшей недели Тарья Халонен вновь оказалась единственной представительницей прекрасного пола в окружении мужчин. Не пробыв в должности премьера и полных трех месяцев, под давлением обстоятельств подала в отставку А. Яаттенмяки.
Причиной стал политический скандал, вызванный явно срежиссированной утечкой в печать содержания секретного меморандума МИДа Финляндии по итогам переговоров тогдашнего главы правительства Пааво Липпонена с президентом США Дж. Бушем. Предназначавшийся для сугубо служебного пользования документ был обнародован и бросил на находившегося у власти лидера социал-демократов тень лицемерия и двуличия. Из публикации сразу в двух местных газетах выдержек из меморандума можно было заключить, что в то время, когда население страны в пропорции 82 процента к 18 выражает несогласие с "односторонней, не подкрепленной санкцией СБ ООН акцией Соединенных Штатов в Ираке", П. Липпонен за спиной сограждан спешит заверить руководителя сверхдержавы в своей полной личной лояльности и желании Суоми "найти свое место" если не в прямой, то косвенной поддержке действий США.
После появления в печати этих выдержек как раз в канун выборов маятник общественного мнения чуть качнулся в пользу центристов, чего вполне хватило для их победы. Но списать эту историю на "прохиндейство" журналистов, раскопавших закрытый документ, не удалось. Сами же газетчики, естественно, представляющие недружественную центристам часть СМИ, провели собственное расследование. Оказалось, что меморандум был затребован у МИДа не кем-нибудь, а канцелярией президента. Там он попал в руки центриста, советника главы государства Мартти Маннинена. Как утверждает он сам, из штаб-квартиры партии Финляндский центр последовала просьба дать возможность Яаттенмяки ознакомиться с бумагой. Она же отрицает наличие такого запроса и вообще прямого разговора с теперь уже бывшим советником.
Однако ей не удалось снять с себя обвинения в использовании документа государственной важности в узкопартийных целях. А. Яаттенмяки, не дожидаясь неизбежного вотума недоверия в парламенте, подала прошение об отставке, а президент приняла его.
Точка поставлена пока только на премьерской карьере Яаттенмяки. Правоохранительные органы заявляют, что расследование будет продолжено. Если удастся доказать, что Яаттенмяки оказывала на Маннинена определенное давление с целью вынудить его предоставить меморандум в ее распоряжение, ей грозит уже наказание вплоть до двух лет лишения свободы.