РАЗВЕДЧИК ВЛАДЕЕТ КИСТЬЮ И ПЕРОМ
Хотя обычных судеб и не бывает, судьба Павла Громушкина действительно сложилась не-обычно. Как пишет Павел Георгиевич в своей новой книге "Гордость России в космосе", десять лет он мирно работал в издательстве "Правда", дослужившись до начальника цеха. Начинающий художник был знаком с известными уже тогда мастерами Кукрыниксами, Ефимовым, Роговым. "Но существовал одновременно некий другой мир, пока мне совершенно неведомый. Особый мир - мир разведки. С марта 1938 г. я был зачислен штатным сотрудником подразделения внешней разведки НКВД... Работа меня увлекла, исподволь вовлекла "в себя" более чем на 50 лет".
Мы часто горюем: мол, ушел человек в другую профессию, и мы потеряли хорошего врача, артиста или, как в случае с Громушкиным, художника. Но в том-то и дело, что от прихода Павла Георгиевича в весьма специализированное направление разведки выиграли все. И те нелегалы, документы которых, напишем так, выправлял Громушкин, и поклонники живописи. Это с его своеобразного благословения отправлялись на задания легендарные ныне Николай Кузнецов и Рудольф Абель и многие другие.
В открытой своей жизни художник многое успел. Кто как не он мог в свое время написать прекрасную серию портретов разведчиков-нелегалов? Молодый, Абель, Кузнецов, Коэны... В 1987-м Громушкину присвоено звание, и не очередное воинское, а заслуженного работника культуры России. Но он рисовал не только собратьев по профессии. Портреты Гагарина, Федорова, Высоцкого, написанные его искусной кистью, летали на Международной космической станции. А копия портрета Гагарина оставлена на российском сегменте МКС и продолжает полет.
А трудится Павел Георгиевич и сейчас, в свои почти что 93 года. В книге, вышедшей из-под энергичного пера, и размышления о жизни, и репродукции его картин.
ЧТО ДЕЛАЕТ ГАЗЗАЕВ В ЖЗЛ
Наверное, впервые в истории футболист попал в герои знаменитой молодогвардейской серии "Жизнь замечательных людей", основанной еще самим Максимом Горьким. А как же тогда с вполне справедливым принципом о том, что книги только о сугубо и всеми признанными великих, которых больше нет с нами? Но нет здесь никакого нарушения традиционных канонов. Дело в том, что Валерий Георгиевич вполне законно и с полным правом вошел в новую серию "ЖЗЛ: Биография продолжается". А что, разве нельзя назвать замечательными его футбольные достижения последних лет? Команда, вылепленная Газзаевым, - чемпион России, обладатель Кубка России и наконец невиданное в истории российского футбола достижение - обладатель Кубка УЕФА. И попытка автора книги Анатолия Житнухина нарисовать портрет современного героя вполне удалась.
Мало найдется популярных людей, которые бы переносили завоеванную популярность с таким достоинством, как футбольный тренер Газзаев. Поднявшись на вершину, не обязательно футбольную, даже самый стойкий народ теряет способность отделить комплимент от лести, а чаще всего просто не удостаивает публику уважительным вниманием. Валерий Георгиевич всего этого счастливо избежал. Как пишет Житнухин, "Газзаев искренен, надежен, верен... Главным его человеческим достоинством является то, что Газзаев искренне любит людей".
Книга написана в удивительно искренней интонации. Рабочая окраина Орджоникидзе, отец - милиционер, мама - портниха. Папе, попавшему в тяжелую автомобильную аварию, пришлось оставить работу в милиции, пошел на стройку каменщиком. А прошло детство "под мерный стук "Зингера", создающий ощущение покоя. Все будет хорошо". У осетин, оказывается, существует поверье. Чтобы узнать, кем вырастет ребенок, когда ему исполняется годик, раскладывают вокруг него разные предметы и смотрят, что он выберет. Положили игрушки, книжки, тетрадь с ручкой - очень хотели родители, чтобы сынишка выбился в люди, стал инженером. Ну еще кусок пирога: 1955-й год - время не особенно сытное. Валера потянулся к мячу...
В книге много всего такого, о чем не пишут журналисты. Поэтому и привлечет не только тех, кто зациклен на футболе.
КТО ПРИСЛУЖИВАЛ ГИТЛЕРУ
Тема, кажется, дотошливо изучена историками вдоль и поперек. И все-таки, как выяснилось из книги Леонида Млечина "Адольф Гитлер и его русские друзья", не до конца. Вот наверняка неизвестные странички. Три тысячи офицеров Белой армии присоединились к злейшим, вроде бы, врагам-немцам и перебрались в Германию не после поражения в гражданской, а еще в начале 1919-го. Люди эти исповедовали крайне правые взгляды и впоследствии умело использовались. В 1937 году нацисты создали управление по делам русской эмиграции. За 125 тысячами русских, среди которых было и немало бывших военных, смотрели в оба. А произведенный Врангелем в генералы Алексей фон Лампе за месяц до начала войны предлагал командующему сухопутными войсками вермахта генерал-фельдмаршалу фон Браухичу использовать ветеранов Белой армии в войне против СССР. Браухича предложение не заинтересовало: фашисты твердо верили в блицкриг.
Зато потом предателей, среди которых были, конечно же, не только белоэмигранты, использовали вовсю. Общее число так или иначе служивших Гитлеру советских людей и русских эмигрантов в октябре 1944-го составляло, по свидетельству фашистского генерала Кестеринга, около 900 тысяч человек. Правда, большинство состояло на вспомогательных работах и воевать на стороне немцев не собиралось. В армии же Власова состояло приблизительно 50 тысяч - в основном бывших солдат и офицеров Красной армии, ибо русские из белой эмиграции служить к предателю шли неохотно. А в середине апреля 1945-го немцы, которым деваться было уже некуда, даже сформировали две эскадрильи под командованием Героев Советского Союза летчиков Бычкова и Антилевского, взятых в плен и перешедших на их сторону... Но те отлетались быстро.
Книги читал