Показателем стабильности экономики и настроений инвесторов является состояние фондового рынка. Так вот он рос быстрее всех в мире, а общая капитализация листированных российских компаний (стоимость акций, котирующихся на бирже) превысила 1 трлн. долларов. Лидеры российской экономики все более уверенно входили в элиту мировых транснациональных корпораций, Газпром вообще стал третьей по величине в мире с перспективой выйти на первое место уже в будущем году. Иностранные инвестиции выросли больше, чем на 40%.
К экономически, политически, да и психологически важной отметке в 1 трлн. долл. подошел и объем валового внутреннего продукта, который наиболее быстро рос именно в долларах, которые, как известно, в цене заметно падали, тогда как рубль укреплялся. После многих лет споров и согласований начали строить нефте- и газопроводы, причем как на Запад - по балтийскому маршруту, так и на Восток - к побережью Тихого океана.
Заработали национальные проекты, последствия их реализации почувствовали уже миллионы россиян, прежде всего в сфере здравоохранения и образования. Впервые на самый высший политический уровень вышла демографическая проблема, со следующего года, уже объявленного Годом ребенка, начнется финансовое стимулирование рождаемости. Пошла кампания - пусть пока и не вполне удавшаяся - по поддержке здорового образа жизни, борьбе с пьянством.
В то же время настораживают недостаточные темпы структурных реформ, которые помогли бы прорваться в постиндустриальную экономику, малые масштабы инфраструктурных проектов - строительство дорог, реконструкции аэропортов; отсутствие видимых успехов в борьбе с коррупцией, хотя и здесь были очевидные прорывы (вспомнить хотя бы дела "Трех китов" или Фонда медицинского страхования).
Российская политика-2006 тоже отличалась стабильностью. Всех нас можно поздравить: вот уже второй год страна живет без общенациональных катастроф масштаба чеченской войны, Беслана или Норд-Оста. Ситуация в восстанавливаемой Чеченской республике, при всех проблемах, выглядит куда более спокойной и многообещающей, чем во все предыдущие полтора десятилетия (тем более на фоне нарастающих неудач западных стран в Ираке и Афганистане).
Вырос уровень доверия к власти, прежде всего к верховной. Рейтинг Владимира Путина бил рекорды и, уверен, будет расти по мере приближения к дате его отставки. Главным вопросом в политике становится имя следующего президента. На политическом поле развернулось соревнование "преемников" и двое из них - Дмитрий Медведев и Сергей Иванов - уже заметно обошли по популярности таких ветеранов президентских гонок, как Геннадий Зюганов или Владимир Жириновский. Рост доверия к Путину и к следующему эшелону его властной команды позволит делать вывод о возможности относительно спокойной передачи власти в следующем избирательном цикле. На это же настраивает и электоральный рост по сравнению с прошлыми думскими выборами партии "Единая Россия", которая ознаменовала уходящий год обретением полноценной программы, в основе которой лежит вызвавшая много эмоций концепция "суверенной демократии". Еще большую устойчивость нынешней политсистеме придает и формирование "Справедливой России" Сергея Миронова, нацелившейся на провластного левоцентристского избирателя.
Для меня уходящий год знаменателен началом работы Общественной палаты, где я имею честь возглавлять международную комиссию. Когда палата только создавалась, было много разговоров о ее беспрецедентности в мировом пространстве и ненужности. По поводу ненужности замолчали, особенно после того как ОП помогла отвести нефтяную трубу от Байкала, сделала безвредным для общества закон о неправительственных организациях, поддержала тысячи полезных гражданских инициатив по всей стране. А тезис о беспрецедентности был наглядно опровергнут вступлением ОП во всемирную ассоциацию экономических и социальных советов и схожих институтов, а также с установлением партнерских отношений с таким официальным органом Евросоюза, как Европейский экономический социальный комитет.
Следует заметить, что и в политической сфере далеко не все было беспроблемно. В числе тревожных моментов отметил бы определенный рост националистических настроений; серию заказных и подчеркнуто политических убийств, дискредитировавших российскую власть; попытки административного вмешательства в избирательный процесс и деятельность электронных СМИ.
Во внешней политике главным событием и достижением года стало председательствование в "большой восьмерке", позволившее России оказать заметное воздействие на повестку дня современных международных отношений. Довольно успешным стало и наше председательствование в Совете Европы.
В СНГ - при всей противоречивости отношений с соседями - баланс тоже следует признать, скорее, положительным. Да, стремительно ухудшались отношения с Грузией, все дальше дрейфующей от России, добавилось разногласий с Белоруссией. Но со всеми остальными странами взаимодействие развивалось по восходящей, включая и такие еще недавно проблемные страны, как Украина и Молдова. Явно заметны позитивные тренды в отношениях со всеми среднеазиатскими партнерами, особенно в рамках ЕврАзЭС, а также с Арменией и Азербайджаном.
А вот на Западе общий баланс, пожалуй, отрицательный. Были очевидные удачи типа согласия США на наше вступление во Всемирную торговую организацию. Однако не менее очевидно дуновение ветров, вновь напомнивших о "холодной войне". Они были наиболее очевидны во время российско-украинского газового конфликта, после убийства Анны Политковской и загадочной смерти Литвиненко. Мы застряли в переговорах о новом Соглашении о партнерстве и сотрудничестве с ЕС из-за вето, наложенного Польшей, испытывающей приступ исторических комплексов. Но все же не будет преувеличением сказать, что сложности в отношениях с Западом в некоторой степени порождены и нашими успехами: не все в этом мире заинтересованы в сильных конкурентах.
2006 год заложил неплохой фундамент для года грядущего. И есть все основания надеяться, что в силу этого обстоятельства год 2007-й не подложит нам свинью.
С Новым годом!