На портале проектов нормативных правовых актов завершилось публичное обсуждение предложений МВД по расширению списка неисправностей, за которые можно запретить эксплуатацию транспортных средств. Пока неизвестно, какие из возражений, поступивших от граждан, будут приняты во внимание, но почти нет сомнений в том, что с 1 июня 2021 года жизнь автомобилистов существенно усложнится. Разберемся?
Некоторые из предложений не вызывают никаких вопросов и нареканий. Как, например, пункт о невозможности ездить на авто, если коррозия в его тормозной системе вот-вот может привести к разрушению. То же самое относится и к случаям, когда «происходит самопроизвольный поворот рулевого колеса с усилителем рулевого управления от нейтрального положения при работающем двигателе, вопреки желанию и ожиданиям водителя».
Но некоторые требования выглядят чрезмерными — как, скажем, сбои в работе устройства фароочистки или авторегулировки угла наклона фар. Другие положения перечня уже на этапе проекта вызвали разночтения. Это относится, скажем, к предложению установить обязательный минимум пропуска света для стекол на уровне 70%.
Как напоминают специалисты, по техническому регламенту для проверки светопропускной способности стекол автомобиля нужно соблюдать целый ряд требований. Давление воздуха должно находиться в пределах 86-106 кПа, влажность — 40-80%. На практике никто из инспекторов не заморачивается перед проверкой тонировки, а значит, наложенные штрафы запросто обжалуются. Тогда зачем менять стандарт, причем на незначительные 5%?
Еще вопрос, на который пока нет ответа: является ли критической неисправностью неполадки солнцезащитного козырька? Многим автолюбителям требования к нему кажутся избыточными. Ведь можно сломать козырек в дороге или выехать, не заметив, что он болтается. Или пользоваться не козырьком, а специальными очками.
Такие же требования в МВД предлагают предъявлять к стеклоочистителям и стеклоомывателям. Под запрет может попасть установка не соответствующих времени года шин и установка зимней резины только на одну ось, а также шин с пробоями и порезами. А еще не работающие при движении задним ходом стоп-сигналы, габаритные и контурные огни, нештатные ксеноновые и светодиодные фары...
Небольшим утешением (но не для пешеходов!) может послужить смягчение минимальных требований к тормозному пути. Сейчас в ПДД прописано 14,7 метра для легковых автомобилей, а в предложениях от МВД говорится про 16,6 метра. Для автобусов 18,6 метра предлагается сократить до 18,3 метра.
Так по мелочам наберется грехов — мало не покажется. Если проект МВД будет принят в нынешнем виде, число критических неисправностей, при которых эксплуатация транспортного средства недопустима, возрастет в 10 (!) раз. По каждому из нарушений инспекторы смогут выписывать штраф в размере 500 рублей.
Это не единственные поправки, которые готовятся в ПДД. Так, Минтранс предложил запретить стоянку и остановку автомобилей на «островках безопасности», скорректировать зону действия знака «Остановка запрещена» и запретить пассажирским автобусам разгоняться за пределами населенных пунктов быстрее 70 км/ч.
Новые правила предлагаются и для «средств индивидуальной мобильности» (СИМ) — самокатов, сигвеев, роликов, скейтбордов и других модных штук. В ПДД намерены прописать запрет детям до семи лет кататься по тротуарам, пешеходным зонам и дорожкам без сопровождения взрослых. Подросткам старше 14 лет можно будет выезжать на велодорожки и тротуары и только при их отсутствии двигаться по правому краю проезжей части или по обочине — при наличии тормозов, фонарей и катафотов. И всем без исключения будет запрещено пользоваться СИМ в алкогольном опьянении.
Еще одно требование к СИМ вызвало понятное возмущение их счастливых обладателей. Речь об ограничении скорости до 20 км/ч — притом что некоторые электросамокаты по своим возможностям сопоставимы со скутерами и на загруженных дорогах передвигаются со скоростью, сопоставимой со скоростью потока. Как и в случае с тонировкой, ограничение скорости для СИМ трудно обуздать. У них нет госномеров, чтобы фиксировать нарушения с помощью камер. А у ГИБДД нет ресурсов, чтобы гоняться за нарушителями:
Общий объем пакета транспортных поправок в законодательство составляет 19 страниц. Сколько из них будет принято, пока неизвестно. Судя по всему, в ГИБДД решили отказаться от собственного моратория на бесконечные поправки в ПДД, который был объявлен для того, чтобы водители хоть как-то усвоили изменения, произошедшие за последние несколько лет. Теперь в Госдуме лоббируют приданию поправок в ПДД статуса федерального закона, чтобы они проходили обсуждение и согласование в парламенте и получали широкую огласку.