Давно, во времена надежд, я познакомилась с экстравагантной парой — Ниной Козел и Александром Сальниковым. Они были художники, весьма своеобразные: Саша, оставив успешную карьеру иллюстратора в издательстве «Зарубежная литература», с некоторых пор рисовал исключительно уши моделей, запасшись — не без этого — определенной концепцией, Нина писала вещи менее экзотические, но и ее творчество было необщего порядка.
Привлекала меня в этой паре необыкновенная свобода. Причем у них слова не расходились с делом — это я поняла, перебирая их фото. На нескольких снимках Нина и Саша и еще пара-тройка молодых мужчин и женщин стояли совершенно голыми возле стены ГУМа. «Что это?» — спросила я. «А-а, это мы вышли в защиту животных», — ответила Нина. «Ой, — поежилась я, — как это вы не побоялись прилюдно раздеться?» «А чего бояться-то? — изумилась Нина. — Правда, простояли мы недолго...»
Я поизучала фото: пузатый лысый Санек стоял во всей красе в одних сандалиях и при часах и, судя по всему, вел с кем-то из вежливых человечков вполне себе философскую беседу о смысле поступков и свободе выбора — так можно предположить. Вспомнилась даже строчка из Вознесенского: «По утрам, надев трусы, не забудьте про часы!» А тут с точностью до наоборот получается. Как ни крути, а все эти голые безбашенные Femen — как бы внучки тех голых бунтарей конца 1980-х. Причем «деды»-то покруче были: раздевались до основания, не признавая трусов, и, уважая себя и свои взгляды, не кидались в истеричном экстазе на полицейских, а, как видно на фото, пытались спокойно и с юмором вести диалог с представителями власти. Да, были люди в наше время!
Нынешнее поколение, зацикленное на флешмобах (то есть презентациях разного сорта концептуально оснащенной «мгновенной толпы»), тоже понимает, что голое тело, причем даже необязательно красивое, — это страшная сила. Поэтому 24 октября прошлого года в Англии состоялась премьера необычного флешмоба: женщины вышли из дома голышом, чтобы... Чтобы увидевший их мусульманин и потенциальный террорист покончил с собой! Идея в акцию вкладывалась такая: по Корану, мол, любой правоверный мусульманин, увидевший голую женщину, не жену, непременно обязан сделать это.
Поскольку число террористов год от года только растет, прошлогодние лекала востребованы и в этом году. Об этом можно судить, глядя на обилие перепостов в «Фейсбуке»: не забудьте, мол, в эту субботу, 24 октября, все храбрые дамочки, пожалте голышом-с, внесите свою лепту в благородное дело борьбы с терроризмом. Так что нашим активным дамам, судя по всему, идея побороться с терроризмом тоже близка — что они, хуже англичанок, в конце концов?
Я Корана не знаю и не сильно переживаю по этому поводу, хотя, конечно, любопытно, должен ли истинный мусульманин и вправду наложить на себя руки, увидь он ненароком обнаженную соседку. Но гораздо больше меня поражает надуманность всех этих «акций», их высосанный из пальца криэйторский запал. Вот почему у них все мусульмане позиционируются непременно как террористы? Не говорю уж про то, что очень незначительная их часть знает Коран. Но давайте допустим, что Коран они все знают, а там написано то, что криэйторам надо, и что женщины наши российские ради святого дела, преодолев природную стыдливость, явились-таки народу в чем мать родила, и тогда что получается? Мусульман в России проживает, по разным оценкам, от 20 до 30 млн душ, исламской традиции придерживается каждый шестой москвич, причем все это в большинстве полезные обществу люди — и что, все они теперь, по-вашему, должны того-с, причем немедленно и совершенно добровольно?
Предлагаю другой вариант: разнагишаться, скажем, всем пенсионерам перед Государственной думой — в знак протеста против недоиндексированных своих пенсий и заоблачных депутатских. А еще очень скоро они получат «привет» от Госналогслужбы — уведомление о рассчитанных по кадастровой стоимости земли налогах на свои 6 соток, которые прежде их кормили, а теперь разорят — чем не повод для креативного флеша? Полагаю, не каждый «слуга народа», проголосовавший за эту новацию, выдержит зрелище пенсионерского тела. Ну и поделом ему!