Один из эпизодов сериала «Доктор Хаус» начинается с того, что художник приносит заказчикам наконец завершенный портрет. Они замирают в недоуменном ужасе: на холсте неестественно вытянутое, искривленное лицо, искаженная форма глаз: Художник не был ни Дали, ни Пикассо, ни Модильяни и ранее рисовал в традиционной манере — на то, что он сделал с лицом заказчицы, повлияло отравление.
Достаточно следить за новостями последних лет, чтобы знать о том, какой внутренний яд отравляет талант Никиты Михалкова. Этот яд надломил структуру «Предстояния» и убил душу в образах: все знаменитые актеры играют не живых людей, а типажи. Из Валентина Гафта, появляющегося на минуту, получился абсурдный Еврей Евреевич, Максим Суханов в роли Сталина демонстрирует демоничность. Надежда Михалкова и Олег Меньшиков словно соревнуются, кто из них сумеет шире открыть глаза.
Меньшиков соревнование выигрывает: это особенно заметно в сцене, где оба актера встречаются. Полковник НКВД Арсентьев, недорезавший себе вены в первых «Утомленных солнцем», приезжает в пионерлагерь, где удочеренная им Надя трудится пионервожатой. Он проговаривается, что комдив Котов жив, а тот и правда спасся от расстрела и воюет на фронте, лихо поднимая за ствол немецкие танки и отмахиваясь от мохнатых шмелей. Наде же в поисках отца предстоит разговаривать с миной, принять крещение в реке от безногого священника (Сергей Гармаш), стать медсестрой и в последних кадрах картины услышать от умирающего солдата: «Покажи сиськи».
Символика «Предстояния» проста, будто рассчитана на школьника. Например, после гибели корабля с ранеными и детьми из волн всплывает плюшевый мишка, а когда речь заходит о судьбе Нади Котовой, в комнате появляется хрупкая бабочка. Реальность же «Предстояния» груба и физиологична — помимо крови, мяса и мозгов в нем есть кал и моча. Первый извергает из себя
Мнение
«Никто не гарантирован от провала»
Никита Михалков, режиссер, актер:
— Я делю кино на два вида — хорошее и плохое. Надеюсь, что все мои картины, включая «Утомленные
«Главное, чтобы было честно и искренне»
Олег Меньшиков, актер:
— Я уже плохо помню детали работы, потому что мы снимали этот фильм больше пяти лет, а жизнь вокруг такая насыщенная. Но помню, что было легко, даже радостно. А что нам, актерам? Ну подумаешь, массовки, подумаешь, стрельба. Да, сложно физически, но такая у нас профессия. Сами же выбрали! Весь груз возложен на режиссера, который каждую минуту находится в режиме
Не согласен с тем, что Никита Сергеевич в фильме «Утомленные