Маленькая Ирландия, как показывают свежие данные Евростата, является абсолютным рекордсменом Европейского союза по рождаемости. В прошлом году в стране появились на свет 72 200 младенцев. А население — всего-то 4,58 млн человек.
Используемый демографами коэффициент (количество рождений в расчете на тысячу жителей) — 15,7, что почти вдвое больше, чем в Германии, — 8,4. Немцы вообще здесь оказались самыми отстающими в ЕС, хотя уровень жизни в этом государстве, считающемся экономическим локомотивом Европы, стабильно высок. Но почему-то многие немки обременять себя детьми не хотят, а в Ирландии на каждые 10 женщин приходится в среднем 21 ребенок.
Общий же коэффициент рождаемости в Евросоюзе — 10,4 на тысячу жителей. Превышает этот средний уровень не только Ирландия, но и Великобритания (12,8), Франция (12,6), Швеция (11,9) и Кипр (11,8). Уместно заметить, что среднедушевые социальные расходы государства на поддержку семьи и детей в Ирландии, Франции, Швеции выше среднего по ЕС. Кроме того, в Великобритании, Швеции, ряде других стран многие женщины, имеющие детей, работают, но не полный день. При этом получают неплохую зарплату.
Теперь посмотрим, в каких европейских странах рождаемость низкая. На противоположном полюсе кроме уже упоминавшейся благополучной Германии такие экономически не очень успешные государства, как Португалия (8,5), Греция (9), Италия (9) и Венгрия (9,1). Италия в этом ряду привлекает особое внимание. Раньше она славилась многодетными семьями. Но из-за хронических экономических сложностей даже традиции меняются — что мы и видим на итальянском примере.
Интересно сравнить данные Евростата с российскими. В нашей стране коэффициент рождаемости в прошлом году составил 13,3. Обошли всех в Евросоюзе, кроме все той же Ирландии.
Не менее яркие контрасты в странах ЕС и по уровню смертности. Удивительно, но и здесь Ирландия в передовиках: у нее самый низкий коэффициент смертности — 6,3 на тысячу человек. Далее идут Кипр (6,6), Люксембург (7,3), Мальта (8,1) и Нидерланды (8,4). Такие разные страны, а по этому во всех отношениях важнейшему показателю очень похожи.
Мне приходилось слышать: ну, конечно, Мальта, Кипр — маленькие южные страны, там живут долго... Но вот вам другое небольшое южное государство — Болгария. У нее, как сообщает Евростат, в 2012-м был наихудший показатель — 15 смертей на тысячу жителей. Это, кстати, больше, чем в России (13,3). Кроме Болгарии высокие коэффициенты смертности в Латвии (14,3), Литве (13,7), Венгрии (13), Румынии (12,7) и Хорватии (12,1).
Почти в половине государств Евросоюза (в 12 из 28) смертность превышает рождаемость, то есть происходит естественная убыль населения. Тревожная тенденция наиболее жестко проявляется в Болгарии, Латвии, Венгрии, Литве, Румынии и — что уже не кажется неожиданным — в Германии. В этих условиях восполнить нехватку трудовых ресурсов может миграция. Но в том-то и дело, что в одни страны ЕС мигранты пытаются пробиться любыми путями, а из других уезжают и гастарбайтеры, и даже местное население. «Чистый отток», если использовать статистический термин, зарегистрирован в прошлом году в Литве, Латвии, Эстонии, Греции, Португалии, Испании: В этих странах сократилась и общая численность населения. Так, из прекрасной Испании уехали 162 тысячи человек, причем естественный прирост — 48,5 тысячи — не мог компенсировать поток покинувших солнечную страну.
В целом же население уменьшилось в 11 государствах ЕС и увеличилось в 17. Больше всего мигрантов (в абсолютных цифрах) прибыло в прошлом году в Германию (392 тысячи человек), Италию (370 тысяч) и Англию (149 тысяч).
На 1 января 2013-го население Евросоюза составило 505,7 млн человек. Прирост за год — 1,1 млн.