
Год и семь месяцев длилась тяжба в Куйбышевском районном суде Петербурга по оспариванию государственной экологической экспертизы при строительстве намывных территорий на Васильевском острове. Финальному заседанию 18 сентября предшествовали несколько бурных встреч в суде между истцами — жителями Васильевского острова — и ответчиками — представителями застройщика и Росприроднадзора (это ведомство выдало разрешение на застройку Финского залива).
«Труд» неоднократно писал, что у застройщика, который занимается намывом 160 гектаров суши в Финском заливе, чтобы построить там свыше миллиона квадратных метров жилья, нет разрешений на создание искусственного земельного участка. Нет документов, свидетельствующих о безопасности возводимых гидротехнических сооружений. Никакого госнадзора за стройкой не ведется, поскольку это сооружение, по мнению чиновников, не считается капитальным строительством. В Смольном уверяют, что намыв — это не создание искусственного земельного участка (что можно делать лишь с разрешения федеральных властей), а «улучшение природных свойств» акватории. Как будто ее можно улучшить за счет сокращения водной глади!
Несколько многочасовых заседаний в суде, жаркие дебаты между истцами, ответчиками, рассмотрение ходатайств, запросы экспертиз, расхождения между ними: На мой взгляд, заслуживает внимания признание представителя застройщика о том, что (дословно) «почти 500 гектаров, уважаемый суд, было переведено из водного объекта в земли поселений, и на большей части уже осуществлена застройка». Сами ляпнули, никто за язык не тянул.
Результат: в суде первой инстанции жителям Васильевского острова не удалось остановить намыв, в иске им отказано. Но это тот случай, когда проигрыш в суде, кажется, придал сил его инициаторам. Они не собираются отступать, готовится апелляция. И, конечно, жители острова надеются на экологическую экспертизу, которую проводит Следственный комитет РФ в рамках своего расследования. Ее судья запросила еще в начале августа, но документ пока не поступил. Причем СК пояснил, что экспертиза будет готова в конце сентября. Но судья не стала ждать документ, который сама же и затребовала. Как вы думаете, почему?
Теперь сага продолжится в судах более высоких инстанций. Не будем также забывать, что в связи со скандальным строительством СК возбудил ряд уголовных дел. Ответчиками по ним как раз и проходят чиновники Росприроднадзора и Смольного, выдавшие разрешение на застройку залива, а также сотрудники частного охранного предприятия, не пускавшие главу СКР Александра Бастрыкина, когда он весной приехал с проверкой на стройплощадку. Сам намыв признан весьма наглядным вещественным доказательством.
И он же — вещдок, то есть намыв — устоял даже перед поправками в генплан! Комиссия по подготовке изменений в генеральный план Санкт-Петербурга отклонила заявки от горожан с просьбой прекратить расширять территории намыва Васильевского острова. Петербуржцы в своих обращениях просили не намывать территории Васильевского острова и острова Декабристов. Они не без оснований считают, что такие проекты представляют опасность для экологии акватории Финского залива, нарушают геологию побережья и негативно влияют на морскую флору и фауну.
Горожане опирались на федеральный закон от 19.07.2011 № 246-ФЗ «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». А реализация проектов по намыву в заливе, по их мнению, нарушит права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Заявки в генплан комиссия рассматривала в июле и отказала по формальным признакам: якобы поданные документы «не соответствуют критериям оценки».
Изменения в генплан будут утверждены, вне всяких сомнений, уже этой осенью. Депутаты, правда, горячатся и планируют вынести вопрос о запрете продолжения намыва на обсуждение Законодательного собрания. Но что-то подсказывает, что новые намывы в Финском заливе не замедлят явиться. Если, конечно, уголовные дела не остановят эти поползновения.
Хочу напомнить, просто для ясности, как это делалось по уму. Когда после очередного сильного наводнения в Ленинграде горисполком вернулся к рассмотрению проектов защиты города от стихии, тогдашние чиновники и строители не кинулись тут же сбрасывать в залив песок. Нет, сначала для проверки проектных решений и научного сопровождения стройки была создана большая гидравлическая модель дельты Невы и Невской губы. В специально построенном павильоне на базе ВНИИ гидротехники им. Б.Е. Веденеева, на площади 5500 кв. метров — это почти футбольное поле — в 1983-1984 годах была создана модель, которая воспроизводила русло Невы и часть акватории Финского залива, прилегающую к городу. На модели можно было создать и исследовать ситуацию, аналогичную природной, проследить течения и колебания уровня воды, влияние перепадов давления, скорость потока во время наводнения. Моделируя натиски стихии, определяя воздействие возможных наводнений, ученые приходили к научно обоснованным выводам, на основании которых и была построена знаменитая дамба, ныне Комплекс защитных сооружений, все еще исправно действующий.
Сегодня ту модель невозможно использовать, она была демонтирована. Да, вероятно, в эпоху продвинутых цифровых технологий такая модель и не нужна в натуральную величину. Беда в том, что при решении столь важных градостроительных проблем, как намыв новых территорий в Финском заливе, не ведется вообще никаких исследований. Изменение гидрологических параметров дельты Невы, береговой линии, которые неизбежно повлекут за собой сложности в эксплуатации дамбы, никого из чиновников не волнуют. Вести исследования, расчеты наводнений, обкатывать нагрузки? Еще чего! Быстрее намыть — а там хоть трава не расти, хоть рыба в заливе не плавай. И власти ясно дали понять, на чьей они стороне.