Константин Эдуардович не только предсказал космическую эру, которую открыла наша страна в 1957-м запуском первого искусственного спутника Земли, но и доказал возможность использования ракет для межпланетных полетов. Он занимался жидкостными ракетными двигателями, теорией многоступенчатых ракет, дирижаблестроением... "Освоение космоса происходит именно в тех самых направлениях, какие уже за много десятилетий были с необычайной прозорливостью указаны Циолковским", - писал в 1960-м академик Василий Фесенков.
Однако ракеты были для калужского ученого не самоцелью, а лишь способом проникновения в глубины Космоса. Он мечтал о создании идеального общества, удивительных форм жизни не только на Земле, но и во Вселенной. Представил в своих трудах грандиозную планетарную и космическую утопию. Это был мыслитель огромного масштаба, поднявший на новую высоту философию русского космизма. Вот такого Циолковского скрывали от своего народа и от мира советские партийные идеологи вплоть до 90-х годов минувшего столетия. Многие статьи и брошюры, которые на свои деньги издавал Константин Эдуардович до Октябрьской революции и после нее, оказались после его смерти сознательно забытыми.
Почему скрывали эти труды? Да потому что такая историческая фигура, по мнению ревнителей советской идеологии, должна быть обязательно стерильно "глянцевой", не имеющей права ни на ошибки, ни на свое мнение, отличное от общепринятого. А в рассуждениях Циолковского действительно многое противоречит не только марксистским установкам, но и сегодняшним этическим нормам. Однако это ни в коей мере не умаляет неоспоримых заслуг ученого, а лишь открывает новые грани его личности, показывает, как страстно, одержимо стремился он пропагандировать идеи (пусть и утопические) совершенствования и мира, и человека. Это был не только великий ученый, прогнозист, но и одновременно великий утопист, который пытался заглянуть в будущее - на столетия и тысячелетия вперед.
Понятно, даже и без официальных запретов никто из должностных лиц в СССР не посмел бы опубликовать такие крамольные утверждения ученого ("атом мыслит"?!), противоречащие материалистическим воззрениям. Но больше всего споров возникло уже в начале 2000 годов по поводу ставших известными рассуждений Циолковского о путях "улучшения породы людей". Не только он, но и многие мировые научные авторитеты в 20-е годы прошлого века увлекались евгеникой - учением об улучшении биологической природы человека, учении, оправдывающем деление людей на высшие и низшие расы. Константин Эдуардович предлагал здесь конкретные рецепты, что дало повод некоторым нынешним оппонентам публично обвинить его в фашистских взглядах. Но Циолковский не был фашистом. Идеалистом, утопистом, наивным мечтателем - да, но только не сторонником человеконенавистнических теорий. Он мог ошибаться, но всегда мечтал о благе людей. Поэтому и говорил о совершенствовании человека. Приведу несколько наиболее "крамольных" цитат ученого.
"Породы людей будут искусственным подбором улучшаться" ("Научная этика", 1930 г.). "Каковы же эти дурные формы? Это формы животных и неудачных людей. Их надо уничтожать, не причиняя им страданий... Мы знаем, что уничтожать другие формы можно и без мучений - прекращением их размножения. В этом и состоит земная нравственность (этика)" ("Земная этика", 1934 г. 5 февраля). "...Не надо допускать рождения несознательных, несчастных, глупых и калек. А пока они есть, заботиться о них, не допуская только их размножения. Тогда их поколения скоро вымрут" ("Высшая истина", 27 августа 1932 г.). "Права несовершенных людей легче выполнить. Они скоро вымрут без возможности размножения. Но не есть ли лишение размножения мука и потому нарушение прав? Нисколько! Ведь они могут жить в браке, если найдутся желающие заключить с ними союз. Они не могут только размножаться, а это очень легко осуществить" ("Права материи и низших существ и обязанности высших", март 1934 г.).
В других статьях Циолковский разъясняет, как именно можно не допускать размножения "несовершенных людей, каковы калеки, идиоты, слабые, насильники и проч.". "Молодых сильных мужчин операция оскопления (очень легкая) уродует, женщины же последствия такой операции переносят очень легко". "Отборные мужчины-производители, по согласованию с женихами и их невестами, оплодотворяют последних.... Когда женщина забеременела, она может жить с женихом до рождения ребенка и нового зачатия (производителем), после чего муж опять вступает в союз с той же женой". В статье "В каком порядке происходит открытие или изобретение (1934 г. 29 марта)" появляется новый, судебный мотив: "Размножение лентяев нежелательно. Но ведь ленивый и совершенно бесполезный человек будут (так в публикации. - В.Г.) судиться и будут приговорены к бесплодию. Или их самих, или их жен сделают бесплодными. Тогда они проживут жизнь в счастье, но не обременят человечество своим родом".
На заключение брака, по Циолковскому, надо будет получать разрешение. "Общество брак этот обсуждает. Председатель же его разрешает с правом произведения потомства... Иногда утверждают брак, но не утверждают деторождение, если боятся плохого в каком-либо отношении потомства" ("Горе и гений", 1916 г.). А в будущем, прогнозировал Константин Эдуардович, "даже исчезнут унижающие нас половые акты и заменятся искусственным оплодотворением. Женщины будут рожать, но без страданий, как родят низшие животные. Произведенные ими зародыши будут продолжать развитие в особой обстановке, заменяющей утробу матери" (Монизм Вселенной, 1931 г.).
Понятно, что евгенические прожекты абсолютно неосуществимы, не говоря уж о неприемлемости их по гуманитарным соображениям. Но, увы, так бывает у гениев: великие прозрения и великие ошибки. Их не надо замалчивать, ибо они придают рельефность образу Циолковского, помогают понять внутренний мир ученого. А завершить рассказ о нем хотелось бы одним из его сбывшихся феноменальных предвидений:
"Человек полетит в Космос на ракете. Конечно, это будет русская ракета, и, конечно, полетит на ней русский человек. Да, да, именно русский человек-богатырь, отважный, смелый, храбрый первый звездоплаватель. Именно русский, а не немец, не француз, не англичанин, не американец". Пророчество сбылось: первым звездоплавателем действительно стал наш обаятельный Юрий Гагарин, улыбка которого покорила весь мир.