ЧП произошло в порту Находка, куда New Star прибыл с грузом риса из Гонконга. Часть товара оказалась подмоченной. Гонконгской фирме "Джи Рун Лани Шипинг Компани ЛТД", владевшей судном, грозило судебное разбирательство.
Чтобы избежать убытков, хозяин судна по радио приказал Навзиру Али любой ценой срочно вырваться в океан. 13 февраля под покровом ночи New Star без разрешения российских властей пересек госграницу.
В погоню направились пограничные сторожевые корабли "Приморье" и "Маньчжур". На требования остановиться экипаж сухогруза не реагировал. Тогда "Приморье" из 30-миллиметровой автоматической артустановки открыл предупредительный огонь, а затем - стрельбу на поражение.
Всего было выпущено около 500 снарядов. Лишь после этого сухо-груз лег на обратный курс.
На обратном пути в 65 милях от залива Находка New Star и сторожевики попали в шторм. Ветер достигал 28 метров в секунду, а высота волн - 6-7 метров. Сухогруз потерял ход: по утверждению Навзира Али, вышли из строя главный двигатель и рулевое устройство. Капитан сообщил пограничникам, что судно тонет, а он эвакуирует экипаж. Были спущены на воду два спасательных плота. Лишь один из них был оборудован защищавшим от волн тентом. Именно в нем заняли места индонезийцы, составлявшие командный состав сухогруза. Их быстро подняли на борт сторожевого корабля. А восемь рядовых матросов-китайцев с другого плота смыло штормом.
Компания-судовладелец заявила, что к трагедии привели повреждения сухогруза, полученные при обстреле. Действия России названы "ужасающим случаем нарушения международного права и грубым нарушением прав человека". Между тем военная прокуратура РФ действия пограничников признала правомерными.
- Считаю приговор капитану мягким, - прокомментировал "Труду" решение суда вице-президент Международной федерации ассоциаций капитанов, президент Дальневосточной ассоциации капитанов Петр Осичанский. - Его наказали лишь за нарушение границы, а не за гибель моряков и судна. Но в любом случае Навзир Ади небрежно провел эвакуацию людей.
Индонезийский капитан взят под стражу прямо в зале суда. Отбывать назначенный срок он будет в Приморском крае.
Иногда пограничникам приходится стрелять
15 сентября 2002 года для задержания тайваньской браконьерской шхуны у Южных Курил пограничный самолет Ан-72 сделал шесть залпов из автоматической пушки. Однако браконьеры смогли уйти.
28 мая 2004 года в Охотском море Ан-72 открыл огонь по шхуне "Норман" под флагом Белиза. Люди не пострадали. Судно задержано.
21 июня 2005 года после предупредительной стрельбы в Японском море задержана южнокорейская браконьерская шхуна "Дон Гуан-77". Экипаж не пострадал.
2 апреля 2006 года в Японском море пограничники открыли огонь по камбоджийской шхуне "Даринг". Судно отконвоировано в порт.
16 августа 2006 года при задержании браконьерской шхуны "Киссин-мару-31" в проливе Советский пограничниками был убит японский моряк. Инцидент вызвал дипломатический скандал.
1 ноября 2007 года в Охотском море задержан браконьерский траулер "Аделаид" под флагом Панамы. Открыт огонь по мачтам и антеннам судна. Члены экипажа не пострадали.
Цифры
16
членов экипажа находились на борту New Star
8
человек (все граждане Китая) погибли
500
снарядов пограничники выпустили по нарушителю
3
месяца лишения свободы получил капитан за незаконное пересечение границы