Как на праздник
На улице метет. По всему центру Москвы – одна большая пробка из засыпанных снегом машин. Группа товарищей – в основном это пожилые сторонники КПРФ, – щуря глаза от мороза и снега, летящего в лицо, кутаясь в воротники стареньких пальто, упорно пробирается к Александровскому саду, где объявлен сбор всех желающих почтить память вождя. В руках у них плакаты с фотографиями Сталина, красные знамена, портреты Ленина, на головах у многих шапки-буденновки. То там, то здесь пенсионеры собираются в небольшие группы и распевают песни. «Выпьем за Родину, выпьем за Сталина», – слышны голоса одних, дедушка в красном шарфе напевает «Интернационал». Для этой горстки людей, которая все разрастается с приближением полудня, сегодняшний день – праздничный.
Тиран без ошибок
«Это человек, который создал великую страну, вот и все», – делится со мной своими мыслями относительно Сталина пожилой мужчина в шапке-ушанке. Я спрашиваю, что он думает по поводу распространенного в обществе мнения о «юбиляре» как о бесчеловечном, жестоком тиране. «Что ж, наверное, это имело место, но будем говорить о результате», – отвечает мне коммунист. Еще одна женщина, держащая в руках две искусственные розы, категорически не согласна с такой оценкой. «У него не было ошибок, я не вижу ни одной, а большинство расстрелянных были казнены по делу, это было оправданно в свое время, было много предателей», – уверена коммунистка.
Молодой человек с цветами резко выделяется на фоне остальных, ему чуть больше 20 лет. «Для меня он является символом сверхдержавы, человеком, который создал сильное государство», – объясняет он свое желание почтить память Сталина.
Стройными рядами
Организаторы выстраивают народ в шеренги по четыре человека, возглавляет процессию группа с красными знаменами. Проходят несколько подростков – скорее всего, учеников 5–7-х классов. Они несут венки и громко бьют в барабаны, висящие на шеях. Следом за ними начинает движение колонна коммунистов. В одном ряду со мной идет мужчина, по его собственным словам, 82 лет. Выглядит он значительно моложе, бодро шагает в сторону кремлевской стены. Старый коммунист рассказал, что он капитан первого ранга ВМФ СССР. «Все, кто сейчас поносит Сталина, – они же ничего не видели, ничего не знают», – сетует он, добавляя, что очень рад видеть сегодня молодых. Чуть дальше замечаю небольшую суету в толпе: бабуля в шубе и очках держит в руках молитвенник, на шее у нее – икона. Она беспрестанно напевает заунывным голосом по книжке. «Я не могу это слушать, ну сколько можно, вообще ненормальная», – фыркает стоящая рядом женщина и отходит. Ее примеру следуют еще несколько человек, остальные не обращают на религиозную женщину никакого внимания. Каждый прощается с вождем как хочет и как может.
После возложения венков лидер КПРФ Геннадий Зюганов поздравил своих сторонников, вспомнив о времени, в которое жил Сталин. «Именно благодаря ему (Сталину. – «Труд») мир спасен от «коричневой чумы», именно он привел народ к победе в Великой Отечественной войне», – сказал Зюганов. Вечером коммунисты собрались на торжественное заседание в концертном зале «Измайлово».