- "Телефонное право" - лишь часть огромного проекта, связанного с переменами на "Маяке-24". Предполагается, что очень скоро он станет радиостанцией для среднего класса. В Москве сегодня "миддлы" могут выбирать между двумя десятками музыкальных FM-станций, но у них нет своей информационной станции, где шли бы не бесконечные разговоры о политике, а публично обсуждались различные темы - например, во сколько обходится поступление ребенка в вуз или почему дорожает бензин, хотя нефть дешевеет?
Когда несколько лет назад я стажировался на Би-би-си, то обратил внимание, что на многих британских радиостанциях практически нет ток-шоу типа "Гость в студии!", но очень распространен такой эфирный жанр, как "phoning programme". Суть его в том, что во время эфира слушатели высказывают свое мнение по тем или иным вопросам. Номер телефона анонсируется за несколько часов, самые интересные точки зрения отбираются заранее и уже в эфире ведущий выстраивает из них целый спектакль. Если нужно, то дополнительно звонит любому эксперту, чиновнику, министру. Тогда же у меня возникла мысль о создании подобной программы и в России. Но специфика отечественного радиовещания такова, что у нас слушатели не привыкли формулировать свое мнение в эфире, они смирились с куцей возможностью либо задать вопрос, либо передать привет и заказать песню. Кроме того, старые информационные станции не готовы к таким форматам чисто технически из-за отсутствия соответствующих программ, аппаратуры, многоканальных телефонов, мобильного штата сотрудников. А на "Маяке-24" силами коллег с "Радио России" это сделать удалось.
- Как вы намерены выбирать темы программ?
- Есть два критерия. Первый - информационный повод, например, визит Джорджа Буша. Ну интересно же выяснить, почему 55% россиян всех социальных и возрастных групп до сих пор считают Америку нашим врагом. А второй, о котором я уже сказал, - интерес к теме со стороны "среднего класса". Повышение пошлин на иномарки, единый государственный экзамен, платная медицина, взятки в ГИБДД или такая тема: почему люди так неохотно идут работать в обслугу или не покупают акции через Интернет. Это те темы, которые обсуждают все вокруг. Причем в отличие от других программ люди, позвонившие к нам, не просят практической помощи, они вполне грамотны для того, чтобы обратиться за консультацией к юристу, прочесть книгу или найти информацию в Интернете. Мы просто даем им возможность поделиться своим мнением. И выясняется, что, используя эту возможность, слушатели получают колоссальный позитивный заряд.
- Какими вам представляются перспективы развития программы?
- Обычно новые проекты запускаются в сентябре, но мы намеренно решили начать ряд программ в мае-июне, чтобы успеть их "обкатать". В результате этой "обкатки" "Телефонное право" выходит уже не три раза в неделю, а пять, хотя время осталось то же: с пяти до шести вечера. Надеюсь, что в течение полугода у нас появится все новое: помещение, передатчик, студия и продюсеры. Кстати, чудовищный недостаток отечественного радиовещания - отсутствие системы продюсерства. На западных радиостанциях ведущий, или, по-английски, презентер - это, грубо говоря, клоун, нанятый развлекать публику. А вот продюсер - действительно создатель. У нас же автор и ведущий часто выступают в одном лице. Но я убежден, что новые идеи просто потребуют внедрения соответствующих технологий. И тогда в информационном радиоэфире будет такая же битва за слушателя, которую мы доселе наблюдали только на телеэкране.