Социологи говорят, чувство тревоги у россиян притупилось: год назад 79% опрошенных заявили о том, что испытывают стресс, а сегодня таких обеспокоенных граждан «всего лишь» 55%. Жить стало лучше, жить стало веселее? Если бы еще не низкие зарплаты и не рост цен (по данным холдинга «Ромир», это больше всего беспокоит народ).
Илья Шабшин, ведущий специалист психологического центра на Волхонке
— Тенденция ясна: ослабли ограничения, появились вакцины, периодически происходят спады заболевания ковидом. Произошла некоторая адаптация к тому, что год назад казалось всемирной катастрофой. Как я сам борюсь со стрессом? Для начала спрашиваю себя, что в решении проблемы зависит от меня, а на что я повлиять не в силах. Тот же вопрос предлагаю и своим клиентам. Если от вас что-то зависит, нужно предпринять конкретные шаги, а факторы, существующие вне нашего влияния, стоит принять как данность — как дождь, например. Разумеется, важна и физическая активность: она напрямую влияет на душевное состояние.
Леонид Радзиховский, публицист
— Почему сейчас меньше стресса? Да потому что мы к нему привыкли, при постоянном чувстве тревоги он притупляется. В прошлом году коронавирус был в новинку. Но выяснилось, что болезнь не настолько страшна, как ее рисовали поначалу. К тому же в России нет отчаянной пропаганды опасности вируса. Да и к низким зарплатам и постоянному росту цен люди адаптировались. Застой? Он уже много лет, им не удивишь. Что же до меня, то я разделяю стрессы социальные и личные. В политике и экономике я только наблюдатель, чего зря тревожиться? На эмоции в СМИ и ТВ внимания не обращаю. Цифры экономистов и социологов, конечно, удручают. Но я прожил много лет и знаю: большие потрясения случаются крайне редко. Даже распад Союза оказался не смертельным. Стрессов по поводу карьеры у меня нет. Не тот возраст, когда трясутся о положении и деньгах. Но если возникают проблемы личные — да, здесь к стрессам не адаптируешься. Рецептов нет.
Павел Салин, политолог
— За короткий период люди эмоционально перешли из одной точки в другую. В мир явился коронавирус, а это шок, болезни и смерти. Однако любой стресс происходит быстро и резко. Но есть еще психологический дискомфорт, социальный пессимизм. Это с нами все последние годы: доходы падают, положительных перспектив не просматривается. К сожалению, этот пессимизм долгосрочный. Люди обычно готовы потерпеть немного. Вспомним заверения властей, что после присоединения Крыма нужно будет ненадолго затянуть пояса. Но когда затягивать их приходится в постоянном режиме, становится не по себе. Повышение пенсионного возраста, похоже, похоронило надежды на развитие. Жизнь будто застыла.
Дмитрий Аграновский, адвокат
— Не знаю, откуда взялись цифры о снижении уровня стресса в обществе. Мне очевидно, что нынешний год еще более стрессовый, чем прошлый. Жизнь усложнилась, тревоги только множатся. Работа адвоката связана с постоянным стрессом. Без устойчивой психики произойдет профессиональная деформация. Вот я и стараюсь не ждать чудес, не падать в обморок от лжи, лицемерия и несправедливости. Не драматизирую, а просто радуюсь, что живы мои близкие. Проблема многих в том, что у людей завышенные ожидания. Но «времена не выбирают, в них живут и умирают». Всего лишь надо быть реалистом — может, тогда получите иммунитет от стресса.