Георгий ДАНЕЛИЯ, кинорежиссер:
- Расскажу один случай. Однажды в дверь ко мне позвонили, на пороге стоял молодой незнакомец. Переспросив мою фамилию, он попросил выйти на лестничную площадку, объяснив шепотом что, мол, кругом подслушивающие микрофоны. Вышли. Молодой человек огляделся и сообщил, что группа прогрессивной молодежи поддерживает меня в моей борьбе с этим проклятым режимом, даже готова помочь в издании на Западе моих неопубликованных рукописей. А через несколько дней моей маме какая-то женщина передала картонную коробку "для Данелии". В ней оказались печенье, сервелат, тушенка, шпроты... "Как в тюрьму посылка", - сказала мама. Более или менее прояснил ситуацию сосед, удивившийся, что я на воле: "Говорят, тебя посадили: вы с каким-то евреем Ленина в своей книге обоср... и за границей напечатали". Дело в том, что как раз, когда запретили мой фильм "Тридцать три", за антисоветчину посадили Синявского и Даниэля. Словом, сказалось некоторое сходство фамилий: Данелия - Даниэль. А вообще КГБ посадить меня собирался: тогдашнего "главного чекиста" страны возмутило, что я отказался вырезать эпизод "проезд "Чайки" с мотоциклистами", который тот посчитал издевательством над космонавтами". В те времена "Чайка" и эскорт мотоциклистов полагались только президентам крупных держав и в виде исключения - при встрече космонавтов. А у меня в машине "сидит какой-то идиот". Но как бы то ни было, чекисты решили меня не трогать, подумав, что не стоит западной прессе давать лишний повод писать о репрессиях над советскими художниками - не та я фигура, чтобы из меня делать "узника совести". И с этим мнением чекистов я совершенно согласен, не та я фигура...
Каирхан МУСЛИМОВ, писатель, Дагестан:
- Я человек пожилой и эти слова воспринимаю, слегка вздрагивая. Молодые меня не поймут, потому что они выросли в свободной стране и даже не совсем понимают слово "репрессии". А наше поколение пережило это на себе. Среди моих знакомых, друзей были такие, которых эти самые чекисты забирали ночью. Вот, помню, очень эмоционально рассказывал об этом на одной из встреч народный поэт Калмыкии Давид Кугультинов. Он сидел в Норильлаге, и его рассказ врезался в мою память на всю жизнь. Так что День чекиста - не мой праздник.
Валерий УСТИМОВИЧ, полковник, зам. начальника отдела УФСИН, Москва:
- По службе лично я к чекистам не отношусь, но у нас каждого 20 числа - День чекиста, потому что во всех ведомствах - МВД, ФСБ и других в этот день дают зарплату. Так что мы его все равно отмечаем в сугубо мужской компании.
Александр КЛАССЕН, журналист, Мюнхен:
- В самом начале перестройки я, провинциальный журналист, был приглашен обществом "Возрождение" на конференцию в Москву. Проходила она в Политехническом музее. Говорили очень осторожно на тему, как это неправильно немцев зажимать. Возле меня все время терся мужичок. Организаторы дали мне петицию, чтобы я отнес ее в "Комсомолку", у меня там работали одногруппники. Мужичок говорит: "Дай бумажку, я ее отксерю для нашей газеты". Я замялся, а он мне удостоверение под нос сует. Короче, когда я уже уехал из страны, видел его по "ящику" - хорошую карьеру он себе сделал.
Виктор ПРОСКУРИН, народный артист России:
- В двух словах невозможно выразить свое отношение, свои чувства к этой организации. Поэтому скажу просто: "С праздником, товарищи чекисты!"
Валерия НОВОДВОРСКАЯ, лидер партии "Демократический союз":
- В День работников органов безопасности, то есть КГБ-ФСБ, равно как и в остальные 364 дня в году, я испытываю негодование от того, что они смеют называть себя чекистами. Скорее всего, они - сотрудники организации профессиональных злодеев.
Антон СВИРСКИЙ, студент университета, Санкт-Петербург:
- Раз праздник, то я всех чекистов поздравляю - пусть будет мужикам приятно. А то небось все только гадости про них норовят сказать? Но сам бы я не хотел оказаться в зависимости от них.
Валерия БЕСКОВА, актриса:
- Людям моего поколения хорошо известны эти аббревиатуры: НКВД, КГБ. У каждого из нас свои воспоминания об этих органах. Мой муж, более известный как футболист и тренер Константин Бесков был полковником, служил на погранзаставе. Поэтому дома было немало разговоров о работе чекистов, которых от всей души поздравляю с профессиональным праздником и желаю, чтобы у них были горячие сердца, а совесть - чистой и неподкупной.
P.S. Уважаемые читатели! Если вы хотите участвовать в наших опросах, звоните по телефону: 699-76-64.