За три месяца до срока поверки счетчика воды в квартире одинокой пенсионерки ее почтовый ящик начинает разбухать от назойливых листовок. Выполненные типографским способом солидные бумаги с подписями главных инженеров и гендиректоров строго предупреждают и требуют, чтобы старушка бросила все дела и связалась с ними по указанным телефонам для незамедлительного проведения поверки водосчетчика. Иначе вода станет золотой, да и вообще ее могут выключить...
Даже у молодого человека сердце может уйти в пятки от такого напора. Что уж говорить об одинокой женщине в солидном возрасте. «Единый расчетный центр Москвы», «Единый информационный центр г. Москвы», «Инженерная служба Москвы», «Объединенная диспетчерская служба гор. Москвы», «Мои документы» — все эти гордые названия значатся на бумагах, заполняющих почтовые ящики. Сомнительные конторы рядятся в тоги солидных государственных учреждений, а грозные послания выполнены на бланках, копирующих официальные. В глазах пестрит от ссылок на законы и постановления.
Как вся эта макулатура появилась в почтовых ящиках законопослушных граждан? Задействованы специальные структуры, доставляющие «документы» потенциальным жертвам обмана. Кто-то сливает информацию о персональных данных, еще есть люди, которые дают наводку на сроки поверки счетчиков. Налицо преступная группа лиц, действующих по сговору.
Да и те конторы, что какими-то путями получили некую государственную аккредитацию, мало чем отличаются от жуликов. Вряд ли такая суета из-за скромной платы за поверку водосчетчика — 600-800 рублей. Но доступ в квартиру и контакт с одиноким пенсионером у него дома дорогого стоит. Несколько лет назад у этой пенсионерки под видом установки пластиковых окон пытались отобрать квартиру. Бандиты в тогах коммерсантов почему-то не испугались даже полиции, да и та не проявила никакой прыти в изобличении налетчиков. Ответ на поверхности.
На днях федеральные телеканалы обошел сюжет о замечательном поступке бывших воспитанников детского дома в городе Новодвинске, которые скинулись и вернули своему бывшему наставнику, ныне пенсионеру Анатолию Васильевичу квартиру, которую умыкнули у него телефонные мошенники.
В телерассказе упор делается на доброту и отзывчивость бывших учеников — указание свыше давать преимущественно положительные новости никто не отменял. Но в этой истории есть и не менее захватывающая обратная сторона.
«Когда мне «из банка» звонили, я чувствовал, что это обман, — рассказывает Анатолий Васильевич. — Но тут позвонили из ФСБ, из Москвы. Я им всегда верил. Они еще мне точную сумму на моих счетах назвали, до копеечки. Я спрашиваю, а вы откуда знаете? А они отвечают: мы все знаем! Я и подумал: точно ФСБ!»
В результате стандартных мошеннических манипуляций с сознанием пенсионера, используя грозную терминологию солидной госструктуры, «силовики» отобрали у Анатолия Васильевича все сбережения и квартиру. Но им показалось этого мало, и они потребовали еще 400 тысяч рублей. У Анатолия Васильевича ничего не осталось, и он попросил в долг у своей бывшей ученицы. Та призвала на помощь одноклассников, которые помогли пенсионеру выкупить квартиру, уже сбытую мошенниками по сходной цене «добросовестному» приобретателю. Порадел и один видный депутат Госдумы. А потом эта история стала достоянием гласности. Одна история из многих...
Тысячи и тысячи таких же обманутых россиян без шума и пыли навсегда лишаются крыши над головой, сбережений, покоя на склоне жизни. В соцсетях таких историй пруд пруди. Как и в случае с бывшим учителем, правоохранительные органы не горят желанием оперативно найти и наказать нелюдей. В пропагандистских целях нам изредка демонстрируют отдельных пойманных жуликов, дабы убедить общество в том, что борьба ведется неусыпная и бескомпромиссная. Но все чаще мошенники и бандиты действуют от лица представителей властных структур. Они безошибочно нашли слабое место.
«В России набирает популярность опасная схема телефонного мошенничества, при которой злоумышленники пытаются лишить доверчивых граждан сбережений и жилья, — информируют россиян газета «Аргументы и факты» и агентство «Прайм». — При ее осуществлении работает группа мошенников, выдающих себя за сотрудников правоохранительных органов и различных госучреждений. Мошенник звонит жертве и представляется сотрудником правоохранительных органов, например ФСБ. Он излагает следующую легенду: в отношении гражданина «оформлены кредиты в десятке банков» и в каждом из них в качестве обеспечения указана его квартира. Злоумышленник говорит, что можно помочь собеседнику, чтобы он не остался на улице и без денег. Например, предлагает перевести имеющиеся средства на «безопасные счета», а квартиру временно переписать на «сотрудника ФСБ». Чтобы жертва поверила в легенду, ее обрабатывает целая бригада мошенников. Звонят преступники, представляющиеся сотрудником ФСБ из отдела по борьбе с финансированием терроризма, следователем, сотрудницей Центробанка, оператором с портала «Госуслуги». Жертву такой схемы (да еще какую — профессора МГУ!) показывает нам телеканал «Россия 1». «Не только звонки, но и бумажные повестки от ФСБ, — комментирует ведущий, — схемы становятся все более изощренными. Только в Москве за последнее время сотни обманутых».
Но, как и в случае с бывшим учителем, так и с профессором МГУ, нам не показывают уложенных лицом в пол бандитов. В лучшем случае лишь стандартный отчет: заведено уголовное дело. С одной стороны, действительно трудно работать, когда жертвы вроде бы сами подписывали бумаги, делали то, что требовали от них жулики. Но с другой, все же очевидно. Ну не может же человек добровольно лишить себя жилья и ни с того ни с сего отдать свои сбережения посторонним людям.
Десятилетиями ведется пустая болтовня о том, что каждый номер телефона должен быть привязан к конкретному лицу, нельзя продавать сим-карты абы кому. Но мобильным операторам эти дискуссии — что божья роса. Ничем не оканчиваются и призывы жестко пресечь массовые утечки личных данных Трудно себе представить, что ФСБ, которая по щелчку пальцев находит и помещает в клетку любого позволившего себе сказать лишнего на безбрежных просторах интернета, не в состоянии оградить общество от бесчинствующих банд мошенников.
Жертвами становятся не только пенсионеры, но и молодые россияне. Вот из последнего. «Жительницу Перми обманули два злоумышленника, один из которых представился сотрудником ФСБ. Они убедили женщину в том, что у силовиков есть запись ее разговора, на которой она негативно высказывается о политическом режиме в России. Один из мошенников заявил, что как сотрудник ФСБ может уладить проблему за 100 тысяч рублей», — сообщает URA.ru. Тут, правда, настоящие эфэсбэшники постояли за честь мундира и задержали злоумышленников. Но суд их отпустил на свободу, поскольку они-де вернули деньги и заплатили за моральный вред. Остается только выяснить, кому бандиты и вымогатели заплатили, чтобы так легко отделаться.
«В Волгоградской области участились случаи совершения мошеннических действий аферистами, представляющимися сотрудниками правоохранительных органов, в том числе должностными лицами органов безопасности, — информирует газета «Волжская правда». — В связи с этим пресс-служба УФСБ России по Волгоградской области напомнила волжанам, что настоящие сотрудники ФСБ не звонят пенсионерам по телефону. И уж тем более не просят переводить деньги в «безопасные» места либо сообщать номера банковских карт».
А вот и звонят. И даже в своих следственных действиях WhatsApp используют, который принадлежит запрещенной в России компании Meta. Автор этой заметки такие звонки и послания от реальных правоохранителей неоднократно получал.
Слово эксперту
О вопиющих преступлениях, совершенных от имени сотрудников спецслужб, сообщают СМИ Екатеринбурга, Краснодара, Уфы. В Нижнем Новгороде «под крышей ФСБ» работали два уголовника-рецидивиста. Короче, эта история настолько обострилась, что, как можно судить, реально угрожает не только отдельным гражданам, но и безопасности страны, ее стабильности. Особенно в так называемом предвыборном цикле. Ведь такие громкие и массовые преступления наносят удар не только по имиджу силовых органов власти, но и демонстрируют неспособность и нежелание системы в корне пресечь в полном смысле слова организованную преступность. Рождаются даже подозрения, что это выгодно — держать электорат в постоянном страхе потерять все. На фоне этого кошмара мелкие недостатки нашей жизни можно и в расчет не принимать. А ощущение полной беззащитности и бесправия будет еще больше консолидировать избирателей вокруг этой власти.