Президент Владимир Путин указом с 1 декабря 2024 года увеличил штатную численность военнослужащих Вооруженных сил России на 180 тысяч. Согласно директиве, она устанавливается на уровне 2 389 130 человек, в том числе 1 500 000 военнослужащих. До того планка составляла 2 209 130 человек, из которых 1 320 000 — собственно солдаты и офицеры. Пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков объяснил решение увеличить численность армии России большим количеством угроз для страны по периметру наших границ и враждебностью Запада. Призывников никто не собирается использовать в СВО, но людской резерв у ВС РФ должен быть всегда.
Для сравнения: численность ВС СССР к концу 1991 года достигала 3,8 млн человек (без гражданского персонала). Когда 7 мая 1992 года президент Борис Ельцин подписал указ «О создании Вооруженных Сил Российской Федерации», в них числилось 2,5 млн военнослужащих. К 1994-му эта цифра сократилась до 2,1 млн, к 1996-му — до 1,7 млн, а к 2008 году — до 1 млн. Начался переход на контрактную армию, география и срок призыва сжались.
В декабре 2008 года президент Дмитрий Медведев установил порог военнослужащих в 1 млн, уменьшив общую штатную численность ВС РФ до 1 884 829 человек. Министр обороны Сердюков, ликвидировав мичманов и прапорщиков, решил рубануть и офицерский состав ВС РФ в 2,3 раза, с 355 тысяч до 150 тысяч, но его тормознули. К 2015 году в армии оставались 200 тысяч офицеров. Запад аплодировал, продолжал расширять НАТО и осваивать постсоветское пространство. С 2017 года Российская армия была вынуждена снова начать расти.
После развала СССР блок НАТО целенаправленно приближался к границам России. Против РФ на Украине сегодня задействованы военные ресурсы и штабные возможности стран НАТО, что заставляет Москву дополнять резервы Вооруженных сил на случай перерастания СВО в столкновение с войсками блока. А еще надо учесть, что в НАТО недавно вступили Финляндия и Швеция...
Итак, с 1 декабря число собственно кадровых военных в рядах наших ВС увеличится до 1,5 млн. Много это или мало в условиях острого противостояния с Западом? Согласно Global Firepower (GFP) — ежегодного рейтинга боевой мощи и оснащенности армий мира, если до следующего года какая-то другая страна не успеет существенно нарастить штат своих Вооруженных сил, то Россия займет 2-е место в мире по числу военнослужащих. В 2024-м РФ шла на 4-м месте после Китая, Индии и США. Небольшая КНДР делила с нами 4-5-е места с 1,32 млн солдат и офицеров. А по совокупности факторов GFP считает самыми боеспособными только две армии в мире: США и РФ.
Другой аналитический центр, немецкий Statista, назвал на минувший год десятку самых многочисленных армий. Первой в 2 млн (1,17 млн резерв) указана Народно-освободительная армия Китая (НОАК). У Индии насчитали 1,45 млн (плюс 1,15 млн резервистов), а самые дорогие и оснащенные ВС США имеют 1,39 млн контрактников, которых не хватает для заполнения вакансий на флоте и в 900 военных базах в 88 странах за рубежом. Далее нас обогнала КНДР с народной армией в 1,2 млн. В этом списке под № 5 числится Россия... По данным немецких аналитиков, в ВСУ под ружьем сегодня состоят 900 тысяч мобилизованных разными способами военных.
Учтем: помимо Пентагона с его баснословным военным бюджетом в 886 млрд долларов России противостоит совокупная мощь 31 члена НАТО. Но теперь альянс вынужден распылять силы на разных театрах военных действий, включая уже и Ближний Восток, Африку, Арктику и Азию, где ему, по данным ЦРУ и МИ-6, угрожают авторитарные режимы — Китая, Ирана, КНДР, Сирии, Азербайджана, Белоруссии, не говоря уже о России. Численность отдельных армий и мобилизационный ресурс снова вышли на первые места среди факторов боеспособности наряду с современными вооружениями, боевым опытом, ресурсами и НИОКР.
Global Firepower детально сравнил возможность пополнения людского ресурса для ведущих ВС на случай Третьей мировой. По мнению аналитиков, главная гонка за первенство пойдет между Китаем и США, так как Россия, мол, будет истощена на Украине. По данным GFP, на январь 2025 года НОАК выставит более 2 млн активных бойцов против 1,3 млн у США. Но ежегодно в Китае достигают призывного возраста почти 20 млн человек, в то время как в США — 4,4 млн. Армия США, повторим, набирается только из добровольцев по контракту. Английский UnHerd считает, что призыв на воинскую службу в Америке в принципе неосуществим, потому что у нее давно нет реальной системы воинского учета.
НОАК комплектуется смешанным способом: по призыву и на контрактной основе, но основой комплектования считается призыв. Так вот, в КНР очередь из желающих отдать долг Родине такая, что большинство мужчин в возрасте 18-35 лет, стоящих на учете в военкомате, могли бы без проблем оставаться на гражданке. А в случае угрозы стране все они готовы влиться в ряды бойцов. Использование же обязательной воинской повинности в странах Запада с целью резко нарастить личный состав объединенных ВС НАТО политически немыслимо, в отличие от их главных геополитических конкурентов из БРИКС, делают неутешительный вывод в Брюсселе.
Помимо профессиональных ВС существуют разные вспомогательные структуры, такие как Нацгвардия в США или Росгвардия в России. В Китае для не служивших в НОАК создана массовая структура: народное ополчение общим числом в 36,5 млн. Она служит резервом китайских ВС на случай войны. Командирский костяк ополчения составляют кадровые 6,5 млн бойцов в возрасте до 28 лет из числа прошедших службу или имеющих военную подготовку. В США такой категории нет: Нацгвардия состоит из вооруженных ветеранов-резервистов. По количеству активных военнослужащих Китай превосходит США в 1,5-2 раза, в случае мобилизации может довести это преимущество до 4-5 раз. А скоро их будет чем вооружить по последнему слову техники.
Исключительно добровольное комплектование Вооруженных сил осуществляется в семи странах НАТО: США, Франции, Великобритании, Испании, Италии, Канаде и Люксембурге и нейтральных Ирландии и Мальте. В остальной Европе действует смешанный принцип, но костяк армий составляют контрактники. В Германии желающих записаться в Бундесвер становится все меньше, хотя будущий канцлер Фридрих Мерц грозит возродить тевтонскую мощь перед лицом «угрозы с Востока». Нидерланды и скандинавы тоже озабочены ею, но сами лезть в окопы не хотят. В Восточной Европе — в Прибалтике, Польше, Чехии, Румынии Финляндии — можно найти призывников, но самостоятельная роль этих стран в формировании «ударного кулака» существует только в головах правящих элит.
Между тем
На систему безопасности Европы, безусловно, окажут влияние выборы в главных странах Евросоюза, а также бюрократия в Брюсселе. Глава ЕК Урсула фон дер Ляйен представила на следующие пять лет новый состав Еврокомиссии, где учредила новые посты — еврокомиссара по обороне и космосу, а еще еврокомиссара по расширению ЕС и реконструкции Украины. Ее главный дипломат эстонка Кая Каллас — завзятая русофобка. В ведущей стране ЕС ФРГ оппозиция определилась на 2025 год с главным кандидатом в канцлеры. Им станет председатель Христианско-демократического союза Фридрих Мерц, «убежденный трансатлантист», который выступает за тесное взаимодействие с НАТО и создание «армии для Европы». При таких перспективах России остается лишь наращивать свои армию и флот.